Пробы и ошибки Игоря Фишелева: как поставки турецких сладостей стали уроком бизнеса в 90-е

26 февраля, 3:37

В начале 1990-х годов, когда бизнес в России только начинал обретать рыночные очертания, предприниматели пробовали самые разные подходы к развитию торговли. Игорь Фишелев и его партнер Владимир Кузьмин осваивали рынок буквально во всех направлениях. В перерывах между импортом больших партий они то и дело закупали в Москве небольшой объем самых разных товаров – от одежды до молотого кофе. Среди находок были кондитерские изделия малоизвестной в России турецкой фирмы Dogan. Первые партии сладостей — шоколадные суфле Pom-Pom, печенье Favori и другие изделия — быстро нашли своего покупателя благодаря доступной цене и высокому качеству. Осознав потенциал этого направления, Игорь и его партнер решили лично посетить Турцию, чтобы договориться о прямых поставках.
В декабре 1992 года Фишелев и Кузьмин отправились в Стамбул. Помимо деловых переговоров, они нашли время на прогулки по городу, посещение собора Святой Софии, дворца Топкапы и традиционных ресторанов. Однако одной из самых ярких сцен путешествия стало вечернее купание Володи в Босфоре. Несмотря на декабрьский холод, закаленный партнер Фишелева исполнил свою традицию — купаться в каждом новом месте, где есть водоем

Из Стамбула предприниматели отправились в город Адапазары, где находилась фабрика Dogan. Менеджер предприятия радушно принял гостей, продемонстрировал производство и согласовал условия сотрудничества. Возвратившись в Россию, Фишелев занялся проработкой логистики. Было решено отправить груз морем в Крым, а там перегрузить на сухопутный транспорт.

В марте 1993 года Игорь Фишелев отправился в Керчь, куда поступали контейнеровозы из Турции. Погодные условия были далеко не благоприятными — стоял сильный мороз, а в условиях энергетического кризиса на Украине в городе отсутствовало отопление и горячая вода.

В гостинице, где остановился предприниматель, было настолько холодно, что приходилось спать в одежде, а руки отогревать с помощью кипятильника, купленного на местном рынке. Душем пользоваться не представлялось возможным из-за ледяной воды. Однако удача улыбнулась ему: именно в этот период после долгого простоя из-за отсутствия горячей воды вновь открылась городская баня. Фишелев стал одним из первых ее посетителей.

В рамках поиска новых деловых возможностей он встретился с директором рыбоконсервного завода. Надеясь заключить выгодное соглашение, Фишелев рассчитывал заказать продукцию завода. Однако оказалось, что предприятие столкнулось с дефицитом сырья. С долей иронии директор спросил у предпринимателя: «А рыбы у вас нет?» На что Фишелев, находясь в приморском городе, с сожалением ответил, что рыбы у него, увы, нет.

Итак, схема доставки была выстроена, и ближе к лету был заказан контейнер сладостей. Однако и здесь не обошлось без уроков. Шоколад Derby, не выдержав жары в Черном море, расплавился и утратил товарный вид. К тому же он оказался продуктом с высоким содержанием сои, что стало препятствием для прохождения санитарного контроля. Фишелеву пришлось списать эту партию. Зато остальная продукция успешно разошлась по магазинам Екатеринбурга и соседних регионов, хотя рынок уже начал насыщаться, а конкуренция усиливаться.
В своей книге Игорь Фишелев «Счастье бизнеса. Заметки о 90-х» делится переживаниями, уроками и историями из сложного, но важного времени в своей жизни. Он рассказывает о том, как настойчивость и умение видеть возможности даже в сложных условиях помогли ему добиться успеха. Книга станет полезной как для начинающих предпринимателей, так и для тех, кто уже сталкивался с трудностями в бизнесе и ищет способы преодоления кризисов.