Проект Rail Baltica снова оказался под угрозой
Проект создания железной дороги Rail Baltica вновь может оказаться в подвешенном состоянии. Проблема в том, что Еврокомиссия хочет урезать финансирование строительства, а Литва в то же время настаивает на изменении проекта и создании дополнительной ветки до Вильнюса. Об этом сообщает издание Baltnews.
В начале апреля премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис предложил сформировать специальный надзорный комитет, который должен помочь оживить интерес к Rail Baltica. По мнению литовского чиновника, даже в нынешних непростых для мировой экономики условиях важно помнить о главной цели — реализации проекта в установленные ранее сроки, для чего принципиально важно получить необходимое финансирование.
Напомним, что Rail Baltica — это новая строящаяся узкоколейная железная дорога, которая должна соединить страны Прибалтики с остальной железнодорожной сетью Европы. Согласно планам, новая ж/д линия протяженностью 870 километров будет идти от Таллина до литовско-польской границы. При этом предполагается, что в дальнейшем железная дорога может быть продлена до Хельсинки с одной стороны, и до Венеции — с другой. Достроить Rail Baltica теперь рассчитывают в 2026 году, при том что приступили к реализации проекта еще в 2005 году.
Очевидно, что строительство ж/д линии идет крайне медленно. Для сравнения можно напомнить о том, что Россия всего за три с половиной года построила Крымский мост, который стал самым длинным транспортным переходом в Европе. Кроме того, всего за два года в РФ была создана двухпутная электрифицированная железнодорожная линия «Журавка – Миллерово», протяженностью почти 137 километров, которая идет в обход Украины.
На фоне этих успехов строительство Rail Baltica, которое ведется уже 15 лет и до сих пор не завершено, выглядит настоящим долгостроем. Замедляет строительство во многом и то, что Латвия, Литва и Эстония до сих пор не пришли к единому мнению по всем вопросам. Так, например, только в 2014 году, через 9 лет после начала реализации проекта, глава Министерства транспорта Литвы Римантас Синкявичюс заявил, что у новой железной дороги должно быть ответвление на Вильнюс. Он посчитал несправедливым, что Rail Baltica проходит через две другие столицы — Таллин и Ригу, а вот в Литве идет почему-то через город Каунас.
В Эстонии крайне резко отреагировали на неожиданное предложение внести столь значимые изменения в уже существующий проект, и в Прибалтике по этому поводу разгорелся настоящий скандал.
При всем этом не стоит забывать, что для Евросоюза Rail Baltica — это в первую очередь военный проект. Строительство ж/д ветки ЕС решил спонсировать в расчете на то, что в случае необходимости сможет оперативно доставлять по ней военную технику и самих военных в прибалтийские государства. Воевать в Евросоюзе планировали, конечно же, с Россией, в случае проявления агрессии с ее стороны.
В настоящее время НАТО все еще доставляет военные грузы в Прибалтику через Балтийское море. Сначала корабли приходят в порт Риги, а затем наземным транспортом грузы отправляют также в Таллин и Вильнюс.
В связи со всем этим неудивительно, что строительство Rail Baltica активизировалось в 2014-2015 годах, когда отношения России и Евросоюза значительно ухудшились из-за санкций и ситуации на Украине. Однако со временем антироссийские настроения в ЕС стали утихать, а европейские страны, наоборот, все чаще хотят вновь наладить отношения с РФ. Более того, из-за экономического кризиса, вызванного эпидемией коронавируса, руководство Евросоюза больше будет заинтересовано в поддержке стран ЕС, а не в финансировании не слишком необходимой железной дороги.
Теперь Еврокомиссия хочет переложить расходы по строительству Rail Baltica на сами страны Прибалтики, но в их бюджетах просто нет необходимых средств, которые позволили бы завершить проект.
Источник заглавной фотографии: twitter.com
Автор материала: Александр Котляров