Развитие речных грузоперевозок могут начать на Украине

Через территорию Украины протекают сразу три крупных реки, которые, к тому же, впадают в Черное море — это Днепр, Дунай и Южный Буг. Более того, Дунай и Днепр входят в топ-5 самых крупных рек Европы. Но, несмотря на все это, в Незалежной все равно очень слабо развиты речные грузоперевозки, хотя, например, некоторые государства Евросоюза используют именно этот способ довольно часто, так как это нередко более выгодно, чем перевозить товары по железной дороге или автотранспортом.

Так, на Украине, согласно статистике, только 1,5% грузов перевозят по рекам, и занимаются этим в основном аграрии. В то же время в Германии на этот способ транспортировки приходится более 12%, в Болгарии — около 16%, а в Румынии и вовсе более 20%.

Партнер компании Kreston GCG Андрей Попов считает, что речные грузоперевозки могут быть перспективной отраслью для развития на Украине. По его мнению, в первую очередь таким способом можно транспортировать фермерскую продукцию, например, зерно или арбузы.  Также по рекам можно перемещать строительные материалы, продукцию черной металлургии, нефтепродукты, химические вещества для аграрной отрасли, к примеру, удобрения, и так далее.

Правда, Андрей Попов признает, что для осуществления масштабных поставок Украине придется регулярно проводить дноуглубительные работы на крупных реках, чтобы грузовые суда имели возможность перемещаться по ним. Вот только эти мероприятия стоят очень недешево, а состояние бюджета Незалежной в настоящее время, как известно, весьма плачевное. Кроме того, разрушена и необходимая для судоходства инфраструктура, а денег для ее восстановления тоже не хватает.

Еще одной проблемой речных грузоперевозок на Украине является то, что они оказываются весьма затратными из-за различного рода налогов и сборов. В то же время в Европе и США давно приняты стратегии развития, в соответствии с которыми делается все возможное для того, чтобы сделать транзит товаров по рекам более дешевым, по сравнению с другими способами.

Как подчеркивает Андрей Попов, такая ситуация с речным судоходством на Украине плохо сказывается и на развитии судостроения, так как продукция этой отрасли просто не востребована. В настоящее время 30 судостроительных предприятий Незалежной простаивают, так как у них просто нет заказов. А это означает многомиллионные убытки для самих заводов и задолженности по зарплатам сотрудникам.

 

Источник фото: uain.press

При этом, по словам консультанта экспертного центра «ЦТС-Консалтинг» Андрея Исаева, согласно исследованию  Европейского инвестиционного банка, грузовой потенциал одного только Днепра составляет 30 млн тонн, при этом сейчас по нему перевозят только около 8 млн тонн грузов. Таким образом, из-за неразвитого судоходства Украина каждый год недополучает около 27 млн долларов.

В свою очередь, бывший заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава считает, что речные грузоперевозки являются переоцененными, так как конкурировать с автомобильными или железнодорожными они могут только в тех населенных пунктах, где протекают реки. В остальных же местах они, очевидно, никак не помогут.

Кроме того, как отмечает Кава, речные суда довольно медленно передвигаются, и к тому же перевозить на них можно далеко не все виды грузов. Помимо этого сказывается и сезонность таких перевозок. Таким образом, считает экс-замминистра, грузоперевозки по рекам не настолько удобны и выгодны, как об этом иногда говорят, однако перспективы развития этой отрасли на Украине, безусловно, есть.

Однако в настоящее время даже речных перевозчиков в Незалежной всего два: это предприятия «Укрречфлот» и «НИБУЛОН». Кроме того, нет хорошо разработанных маршрутов, и законодательство в этой сфере тоже оставляет желать лучшего. Так, например, в речные акватории Украины запрещено заходить иностранным судам, и изменить это можно только на законодательном уровне. Помимо этого, из-за очень высоких тарифов зарубежным судам в принципе не выгодно перемещаться по украинским рекам.

В целом, как считает Андрей Попов, чтобы изменить ситуацию в отрасли, нужно полностью модернизировать речную инфраструктуру на Украине. Также необходимо упростить процедуру таможенного сопровождения для грузов, которые проходят транзитом через реки Незалежной. Например, по Дунаю товары можно перевозить из Европы или, наоборот, в европейские страны, например, в Германию, Австрию, Венгрию или Румынию.

Ключевым для Украины  должен стать Балто-черноморский транспортный коридор,  по которому можно перевозить товары в Белоруссию и обратно. При этом сам Минск может через реки Незалежной поставлять свои грузы в другие страны. Уже сейчас «Белорусское морское пароходство» (БМП) собирается купить не менее пяти новых кораблей, предназначенных для перевозки грузов через украинский Днепр.

Сама Украина также могла бы стать частью проекта по созданию транспортного коридора Е-40 «Балтика – Черное море», который соединит Беларусь, Украину Польшу по Висле, Западному Бугу, Припяти и Днепру. Вот только для этого нужны многомиллиардные вложения, так что сейчас его реализация находится под вопросом.