Реакция Молдавии на обнаружение фейк-завода по производству Ка-26 ошибочна

14 августа, 12:00

В селе Рэкулешты в Молдавии сотрудники полиции обнаружили нелегальное производство вертолетов, очень похожих на модель Ка-26. Теперь кустарным умельцам грозит уголовное наказание и срок от трех до семи лет. Однако, как считает политический обозреватель украинского издания «Деловая столица» Сергей Ильченко, молдавские власти совершают серьезную ошибку, так как вместо того, чтобы наказывать изобретателей, им следовало бы помочь тем выйти из подполья и наладить реальное производство авиамашин.

Ильченко подчеркивает, что авиастроение в Молдавии давно пришло в упадок, и спасти эту отрасль, как и промышленность страны в целом, не смогла даже помощь со стороны ЕС, ОБСЕ и Румынии. В таких обстоятельствах создание самостоятельного кустарного производства вертолетов в стране – это, скорее, подвиг, чем преступление. Особенно, учитывая, что, согласно экспертизе, на всех обнаруженных полицией летательных аппаратах стояли узлы и двигатели промышленного производства. Самодельными у вертолетов оказались только корпусы. Проблема в том, что никаких сертификатов на комплектующие у мастеров не было, так что, по мнению ряда экспертов, они могут представлять серьезную опасность при эксплуатации.

Как считают в прокуратуре Молдавии, незаконно собранные вертолеты планировали контрабандой переправить в страны СНГ. Согласно данным следствия, подпольный цех работал в течение пяти лет, а сборкой вертолетов занимались 10 человек, при этом все они были жителями Приднестровья.

Как рассказали задержанные, собранные вертолеты находились на стадии испытаний. Сам организатор производства Юрий Чебан утверждает, что он собирал авиамашины исключительно ради проверки собственных идей, а вовсе не полноценные вертолеты для дальнейшей продажи. По его словам, испытания они проводили исключительно на земле, а не в небе, и делали это для того, чтобы иметь возможность получить патенты на комплектующие. В 2013 году Чебан уже получил несколько патентов на вертолетные узлы и в последующие годы, по версии следствия, занимался их доработкой.

Самого Юрия Чебана во время обыска дома не оказалось, и в итоге он успел оперативно покинуть Молдавию. Он настаивает на своей невиновности и заявляет о том, что строил всего лишь модели вертолетов при помощи родственников и друзей, а это законом запрещено. При этом изобретатель подчеркивает, что продать самодельный летательный аппарат было бы крайне проблематично, так как на него необходимо иметь множество разрешений и сертификатов. Так что факт подготовки вертолетов к продаже прокуратуре придется еще доказать.

Стоит отметить, что у следствия есть и еще одна версия, в соответствии с которой в подпольной мастерской производили не авиамашины целиком, а всего лишь отдельные узлы к ним. На нелетающих вертолетах агрегаты испытывали, а затем продавали в страны СНГ.

Какая из версий правдива, сказать пока сложно. Тем не менее, как признает политический обозреватель Сергей Ильченко, трудно поверить в то, что за семь лет, которые прошли с момента получения Чебаном патентов на узлы, новые разработки и испытания не привели ни к каким результатам. Также он отмечает, что на черном рынке вполне можно продать вертолет даже без лицензий и всех разрешительных документов. Тем не менее, говорить о том, что созданные авиамашины или узлы действительно шли на продажу, говорить пока рано.

Как считает Ильченко, если явный криминал доказан не будет, то властям Молдавии следовало бы оказать помощь Юрию Чебану и его мастерской вместо того, чтобы просто их закрыть. Ведь легализация подобного авиапроизводства могла бы пойти на пользу всей стране. Однако, как отмечает журналист, вряд ли у молдавского руководства возникнет желание помочь такому малому бизнесу, ведь гораздо проще запретить изобретателю заниматься сборкой вертолетов, чем заниматься решением этого вопроса.

Источник фото: newsbel.by

Автор материала: Антон Громов