Российская дипломатия против еврочиновников получила поддержку многих стран
В мае завершилось одиннадцатое заседание конференции сторон Роттердамской конвенции в Женеве. На этом совещании в очередной раз решалась судьба большого сектора промышленности, с которым только в Российской Федерации связаны около 400 000 человек. Это жители моногородов, в которых расположены предприятия, добывающие и обрабатывающие хризотиловый асбест, – волокнистый минерал, активно использующийся при производстве, в первую очередь, сторительных материалов. Почти два десятилетия страны европейского союза, Австралия, Чили и некоторые другие страны пытаются продавить запрет использования хризотилового асбеста во всем мире. В 2023 году битва за хризотил на Роттердамской конвенции вышла особенно жаркой — и эта борьба затронула, без малого, весь мир.
Давление вместо переговоров
Многолетние (начиная с 2006 г.) попытки включить хризотиловый асбест в Приложение III Роттердамской конвенции не принесли их инициаторам желаемого результата. После 16 лет рассмотрения вопроса на восьми заседаниях, к маю 2023 года всем стало очевидно, что в текущем международном правовом поле достичь желаемого результата невозможно. Несмотря на это вопрос о внесении хризотилового асбеста в запретительный список Конвенции был рассмотрен в очередной раз. В итоге 28 стран выступило за включение хризотила, против выступили 6 стран: Российская Федерация, Казахстан, Индия, Киргизия, Зимбабве и Пакистан. Ввиду отсутствия консенсуса, решением Председателя конвенции вопрос был перенесен на следующее заседание Конференции сторон в 2025 году.
Предвидя такой результат, в соответствии с Правилами процедуры Роттердамской конвенции, представители Швейцарии, Австралии, Мали и ряда других стран направили предложение о пересмотре самой процедуры принятия решений, который де-факто менял бы принцип принятия решений по существу Конвенции – с консенсуса на принятие решения методом голосования. Напомним, что консенсус возможен только при условии принятия решения по конкретному вопросу всеми участниками Конвенции, в то время как голосование обязывает несогласные страны исполнять решение, принятое большинством. Расчет был прост — такое изменение принципа принятия решения позволило бы легко обходить право «непослушных» стран на свое мнение, подключая к достижению нужного решения те или иные страны через рычаги влияния. Это предложение группы стран изначально противоречило самому духу Конвенции и смыслу международных договоренностей.
На попытку пересмотра текста Конвенции и изменение правил принятия решений последовала жесткая реакция со стороны крупнейших стран мира. Китай, Индия, Бразилия, Аргентина, Куба, Индонезия, Сирия, Пакистан, Иран, Кыргызстан, Казахстан, Япония, Российская Федерация, Ирак, ОАЭ, Венесуэла и другие страны в течение недели отстаивали свое право на суверенитет. Несмотря на все усилия договориться, стороны не услышали друг друга, и секретариат РК был вынужден поставить вопрос на голосование. Против инициативы по пересмотру процедуры принятия решений проголосовали 40 стран мира, в которых проживают две трети населения всей планеты. В рамках заседания сторон Роттердамской конвенции — это первый случай голосования за последние 10 лет, что говорит как о непримиримом характере противоречий между участниками договора, так и об определенном уровне отчаяния со стороны Европейского союза, Чили, Австралии. Попытка изменить процедуру принятия решения означает утрату доминирующего влияния западных стран на международной арене, подъем самосознания и решительное отстаивание своих интересов странами, которые ранее шли в фарватере западной политики.
Что будет дальше?
В составе российской делегации в 11 заседании конференции сторон приняли участие представители Министерства иностранных дел, Минздрава России, Минпромторга России, Минприроды России. Обсуждение вопроса хризотила и внесения изменений в текст Конвенции потребовало десятка пленарных заседаний и заседаний контактных групп, а также напряженной работы от всех участников процесса. Благодаря солидарной поддержке со стороны международного сообщества удалось сохранить как характер принятия решений на основе консенсуса, так и продолжение использования хризотилового асбеста.
Не вызывает сомнений, что страны ЕС, Чили, Австралия и ряд других не оставят попытки запретить применение хризотила — на новом заседании сторон Роттердамской конвенции в 2025 году хризотиловой отрасли стоит ожидать новых «сюрпризов». Вместе с тем общая поддержка крупных и динамично развивающихся экономик вселяет надежду на благополучное решение по хризотилу, которое придаст всей нашей отрасли новый толчок в развитии, расширит сферы использования природного минерала.