Россия и коронавирус совместно добивают некогда процветавшие порты Прибалтики

Морские гавани Латвии и Литвы пребывают в плачевном состоянии из-за сворачивания Россией своего грузооборота. А пандемия коронавируса, судя по всему, в скором времени может забить последний гвоздь в гроб этой некогда прибыльной сферы деятельности прибалтийских стран.

Первые два месяца 2020 года показали стремительное падение грузооборота. Особенно тяжело приходится Вентспилсскому порту, который помимо других бед, еще успел испытать на себе действие, пусть и кратковременных, американских санкций. Эта гавань отработала в этом году 2,7 млн тонн грузов, что на 40% меньше, чем за тот же период 2019 года. Рижский порт показал минус в 27,8%.

Лиепая и Клайпеда «упали» на 16% и 16.9% соответственно.

Проблемы прибалтийских портов начались после того, как РФ переориентировалась на собственные гавани, постепенно уменьшая свои коммерческие и партнерские интересы в регионе. Следом за российским ударом пришел коронавирус, который вызвал кризис даже в экономически развитых странах. Что уж говорить о прибалтийских государствах с их небольшим бюджетом.

С учетом того, что в целом в мире резко упали цены и спрос на энергоресурсы, включая уголь, который всегда составлял немалую долю оборота прибалтийских портов, перспектива гаваней видится весьма незавидной. Впрочем, мировые эксперты давно отмечают, что сама по себе эпоха угля в 21 веке подходит к концу. Сегодня в тренде экологически чистый природный газ и возобновляемые источники энергии. Так что, и без кризиса порты Прибалтики имели мало шансов сохранить свой товарооборот.

Конечно, Россия и сейчас добывает много угля. Но с учетом сложных отношений с Ригой и Вильнюсом, Москва не первый год разворачивалась спиной к Прибалтике. Тем более, у России в этой сфере хорошие перспективы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где в споре между экологией и экономикой пока выигрывает последняя.

Увы, руководство прибалтийских стран вовремя не переориентировалось на другой товар. Мол, зачем убивать курицу, которая несет, пусть и не золотые, но все-таки яйца.

Хотя уменьшение грузооборота по углу можно было легко прогнозировать даже без ухода из региона российских грузов. В каком состоянии местные порты предстанут перед нами после того, как уйдет коронавирус, а кризис потихоньку будет сходить на нет? Латвийские и литовские чиновники утверждают, что повода для паники нет. Независимые эксперты прогнозируют, что порты в недалеком будущем будут работать на рекордном минимуме своих возможностей. А это значит, что будет сокращение штатов, уменьшение прибыли, и, как водится, значительное недополучение средств в государственную казну.

Тут еще и туристический сезон, судя по всему, накрылся. Руководство Клайпедского порта, к примеру, всерьез рассчитывало в этом году на круизный туризм. Но пандемия похоронила и эти надежды.

Пока паники вокруг ситуации в портах действительно не видно. Но главные трудности еще впереди. Они проявятся, когда Россия полностью уйдет из региона. Специалисты уверены, что порты Прибалтики еще очень долго будут пожинать последствия сегодняшнего кризиса. И даже когда они из него выберутся, едва ли они смогут достигнуть прежних вершин.

Источник заглавной фотографии: wallhere.com

Автор материала: Влад Бежин

Автор материала: Антон Громов