Россия отправила порты Прибалтики на «дно»: морские гавани терпят миллионные убытки

Порты Прибалтики переживают полномасштабный кризис. Весь транспортно-логистический комплекс данных Республик сейчас находится буквально на самом «дне». Так, за половину 2018 года порты Прибалтики перевезли на полтора миллиона тонн грузов меньше, нежели в прошлом году. Речь идет о потере более чем 2% перевалки товаров.

Специалисты дополняют, что порты Латвии по сравнению с результатами предыдущего года лишись более чем 7% грузов, а эстонские – 2,2%. Небольшое увеличение наблюдается только в Литве, где существует надбавка грузооборота почти на 5%. Причем лидером региона стала именно Клайпеда. В отстающих значится Вентспилс, где сейчас функционирует только два из девяти терминалов: уже два года назад там произошло падение оборота более чем на 16%. В итоге за семь месяцев наблюдается снижение его показателей на 15%.

По словам специалистов, у Рижского порта также есть подобные проблемы. Только за прошлый год процент его перевалки снизился более чем на 9 пунктов. Причем больше всего гавань потеряла именно нефтяного груза, который стал перевозиться меньше на треть. Как отметил председатель правления порта Андрис Америкс, грузооборот в этой гавани ожидаемо уменьшится еще на 4 млн тонн, что составит в конечном итоге примерно 12%.

Эксперты говорят, что такой кризис в портах стран Балтии объясняется вполне понятными причинами. Латвийский транзитный сектор, как и у остальных Республик, потерял огромное число грузов из-за развития российской портовой инфраструктуры на Балтике. Также это связано с хорошим движением ж/ д составов на северо-западе РФ. Дополнительной причиной разрыва экономических связей между РФ и Прибалтикой называют враждебные отношения между странами. Однако до сих пор непонятно, какие именно – экономические или политические факторы стали первопричиной для такой ситуации.

Источник фото: rto.lv

Отдельные специалисты говорят, что виновато в этом правительство Прибалтики, так как Москва также стала использовать определенные рычаги давления после всей дискриминации со стороны прибалтов. В том числе речь идет о транспортной сфере Республик, которая пострадала в первую очередь.

Накануне политик из Латвии Алексей Медведев отметил, что многомиллионные убытки стран Балтии связаны как раз с ухудшающимися отношениями с российской стороной. По его мнению, спасти ситуацию прибалты могут только в том случае, если захотят пойти на компромисс.

С таким мнением согласился латвийский экс-министр путей сообщения Анрийс Матисс. Эксперты стран Балтии полагают, что для сотрудничества с Москвой необходимо стать открытыми для инвестиций в морские гавани со стороны РФ. Объясняется это тем, что эти предприниматели могли бы вложить в порты средства и создать там свои терминалы, которые не простаивали бы пустыми.

Однако балтийские власти продолжают игнорировать эти проблемы, делая вид, что никак не могут разобраться с ними. Так, накануне латвийский министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс написал в Facebook, что местные предприниматели зря верят в то, что их бизнес наладится после дружбы с РФ, так как считает, что поведение россиян в экономическом ключе и области транзита уже давно носит стратегический характер.

Подобные предположения полностью развеивает случай с несостоявшимся участием Вентспилсского порта в проекте «Северный поток-2».  Тогда ставка делалась на то, что порт Латвии будет заниматься доставкой по морю и хранением труб, для которых нужны были дополнительные денежные вливания в постройку перевалочного терминала, а также ряда других объектов.

Источник фото: welt.de

По словам мэра Вентспилса Айвара Лембергса, реализация такой инициативы могла бы принести экономике Республики доход в 25 миллионов евро. Только в Риге эта сделка не была поддержана. Как отметил латвийский лидер Раймонд Вейонис, проект «Северный поток-2» можно назвать несуществующим бизнесом. Глава МИД Ринкевичс добавил, что Латвия не захотела осуществлять строительство этой «трубы», так как решила защитить свои геополитические и экономические интересы.  Также Айвар Лембергс добавил, что в результате таких действий государство лишилось около 40% своего транзита. При этом РФ упрекают в том, что она якобы неэкономическими путями старалась снизить загрузку гаваней Прибалтики, а также ее железных дорог.

Накануне местные аграрии заявили правительству, что был ограничен пропуск зерна в порты Прибалтики по ж/д полотну. Причем меньше всего груза ушло именно в Лиепаю.

Как передали в Российском зерновом союзе, РЖД реализуют не более 30% заявок по данным направлениям, хотя российская инфраструктура в этом регионе сейчас не может в нужном объеме обеспечить перевалку данного продукта. Дополнительно известно, что у прибалтийской стороны действует сквозной тариф, который выгоднее для аграриев, нежели те условия, которые предлагают российские морские гавани.

Источник фото: rostovgazeta.ru

В самих РЖД отметили, что все объемы перевалок были согласованы с возможностями инфраструктуры. Также в организации добавили, что в первом полугодии втрое выросла погрузка зерна для Прибалтийских Республик.

Нечто подобное наблюдалось и год назад, когда руководитель «Балтийской ассоциации — транспорт и логистика» отметила, что утверждают лишь 15% всего грузов каменного угля из России. При этом было сказано, что экспортеры недовольным тем, что приходится находить обходные способы транзита. И в том случае в РЖД заявили, что эти данные об отклоненных заявках не подтверждают то, что было на самом деле. По словам главы организации Олега Белозерова, российская сторона обязана соблюдать определенные технологические ограничения, чем она и занимается.

Бытует мнение, что РФ таким образом показывает отправителям груза, как вполне можно существовать без транзита Прибалтики. Как отметили железнодорожники из России, на переходе Брест – Малашевичи уже скопилось больше 1000 китайских контейнеров из-за такого резкого роста оборота груза. В ответ на это латвийская сторона отметила, что может свободно дополнительно брать 300 тысяч TEU через свои морские гавани. Только вот эта инициатива так и не была принята к сведению и реализована. В итоге РФ уже сама убедилась, что прибалтийским портам есть хорошая альтернатива, такая как собственные мощности и финские морские гавани.

Загрузка...


‡агрузка...