Россию позвали в крупный международный ж/д проект: Москва берет время на раздумье

Власти Киргизии предлагают России принять участие в строительстве железнодорожной ветки, которая будет проложена в южной части республики. При этом данный участок станет частью большой железной дороги, идущей из Китая в Узбекистан с дальнейшим выходом на Туркменистан и Иран.

Как рассказал вице-премьер Киргизии Жениш Разаков, в настоящее время специалисты Министерства транспорта РФ изучают данный проект и оценивают целесообразность участия в нем. В Киргизии отмечают, что Москва заинтересована строительством данной железной дороги, однако в реальности вопрос участия России здесь под большим сомнением, так как никакой реальной выгоды от появления ж/д ветки через Киргизию для РФ нет. При этом окупаемость вложений тоже стоит под большим вопросом.

Более того, по мнению некоторых экспертов, данный проект противоречит национальным интересам и самой Киргизии. Дело в том, что планируемая железная дорога фактически разделит страну пополам, и никак не будет способствовать развитию внутренней транспортной инфраструктуры. При этом для Киргизии на текущий момент стратегически важной задачей является именно объединение транспортными, и в первую очередь, железнодорожными сетями севера и юга страны.

Впрочем, пока от участия в международном проекте Бишкек отказываться не намерен. Согласно предварительным планам, железнодорожная ветка будет проложена из Китая в Узбекистан по маршруту  Кашгар – Торугарт – Куршаб – Карасуу. Общая протяженность однопутной ж/д линии составит более 268 километров. При этом из-за довольно сложной местности при ее создании придется также построить 95 мостов, 48 тоннелей, 5 разъездов, а также 4 новых ж/д станции.

Источник фото: pronline.ru

Предполагается, что поезда по железной дороге будут передвигаться на тепловозной тяге, а объем грузопотока составит около 15 млн тонн ежегодно. При этом очевидно, что главным поставщиком товаров по новой ветке будет именно Китай.

При этом из-за того, что железная дорога должна быть проложена на высоте 2 — 3,6 тысячи метров на уровнем моря, с пересечением множества рек и горных хребтов, стоимость данного проекта будет очень недешевой. На сегодняшний день его реализация оценивается примерно в 7 млрд долларов.

У самой Киргизии таких денег просто нет, поэтому она ищет сейчас поддержку у России. Конечно, кредит Бишкеку на создание железной дороги мог бы выдать и Китай, однако вряд ли страна сможет его в итоге выплатить.

Кроме того, еще одной проблемой при возможном строительстве ж/д линии остается ширина колеи. Китай настаивает на европейском стандарте в 1435 мм, так как ж/д сеть КНР построена именно так. Вот только в Киргизии и Узбекистане, как и на всем постсоветском пространстве, ширина железнодорожной колеи составляет 1520 мм.

В результате, для Бишкека и Ташкента невыгодно строительство европейской железной дороги. И не только потому, что ее не получится интегрировать в уже существующую ж/д сеть страны, но и в связи с тем, что для новой ветки придется специально закупать новые составы, строить новые депо, с нуля организовать систему технического обслуживания. В свою очередь, перспектива двойной смены колесных пар делает этот проект гораздо менее привлекательным для самого Китая.

Неудивительно, что в такой ситуации «РЖД» вряд ли будет стремиться инвестировать в данный проект. При этом российская сторона вполне может выступить в роли консультанта при его реализации.