Скоростной «шаропоезд»: необычное изобретение СССР, оставшееся лишь проектом

В 1933 году руководство Советского Союза приняло решение о строительстве нового вида скоростного наземного транспорта, который получил условное название «шаропоезд». При этом для его тестирования создали и специальную железную дорогу от Москвы до Ногинска, длина которой составила 50 километров.

Автором амбициозного проекта стал 34-летний монтер Курской железной дороги Николай Ярмольчук. Он развивал данную идею несколько лет, публиковал статьи о своем изобретении и в 1932 году представил проект властям.

Согласно разработкам Ярмольчука, в его скоростном поезде вместо колес использовались усеченные шары, в каждый из которых был встроен электродвигатель. При этом высота одного такого шара была не меньше человеческого роста.

Советские чиновники заинтересовались необычной идеей и дали разрешение на ее воплощение в жизнь. Более того, на реализацию проекта был выделен 1 миллион рублей. При этом в штат изобретатель получил 89 специалистов.

Шародром, на котором собирали и тестировали новый необычный поезд,  был построен недалеко от подмосковной станции «Северянин». Протяженность шародрома составила 3 километра, а размер самого тестового образца «шаропоезда» составил одну пятую от его реальной величины. При этом, по словам современников, внешне он напоминал огромную гусеницу. Однако максимальная скорость, которую в итоге мог развивать «шаропоезд», составила всего 60 километров в час.

Впрочем, Николай Ярмольчук все равно верил, что «шаропоезд» действительно станет транспортом будущего. Да и на тот момент его детище и правда называли новой победой советской техники.

Однако уже тогда опытные инженеры скептически относились к изобретению Ярмольчука и сомневались, что этот проект можно будет воплотить в жизнь.

За строительство железнодорожной ветки Москва – Ногинск отвечал специальный отдел под названием «Скоростной шаропоезд», руководил которым инженер Нахман Белоцерковский.

Реализовать проект Ярмольчука действительно оказалось крайне непросто. Строительство желоба-монорельса было очень дорогостоящим. При этом эксплуатировать его зимой в любом случае было крайне проблематично, так как он покрывался наледью.  Изначально автор проекта рассчитывал, что на высокой скорости «шаропоезд» будет просто сбивать ледяные наросты с рельсов, однако в реальности этого не происходило.

В итоге строительство необычного шарового поезда было прекращено уже в 1934 году. Руководство СССР сочло, что проект оказался бесперспективным и слишком дорогим, да и острой необходимости в скоростном транспорте на тот момент не было.

В дальнейшем инженер Нахман Белоцерковский был расстрелян. А вот Николай Ярмольчук так и остался автором всего одного изобретения. В последующие годы он пытался доказать состоятельность своей идеи, однако безрезультатно.

Тем не менее, некоторые исследователи отмечают, что элементы изобретения Ярмольчука используются и в наши дни. Например, упругое резиновое покрытие подошло для колес поездов в метро, а лотковый путь – для поездов на воздушной подушке. Кроме того, аэродинамические тормоза и вагоны обтекаемой формы тоже оказались удачным решением.