Стоит ли привлекать инвестиции в бизнес?

05 сентября, 8:24

Ронни Раджпал

Предприниматель, основатель бренда мужской одежды премиум-класса Damerino

Перед каждым предпринимателем непременно встает вопрос: есть ли смысл в том, чтобы привлечь инвестиции в свой бизнес. Даст это желаемый рывок? Или же есть риск не обеспечить гарантии возврата инвестиций?

Когда инвестиции однозначно необходимы?

Если вы уверены, что бизнес обладает необходимым потенциалом, чтобы масштабироваться за короткий промежуток времени, то привлекать инвестиции однозначно надо, особенно если у вас стартап и нет собственных средств.

Когда бизнес может вырасти только благодаря привлеченным инвестициям:

  1. Когда услуги, которые вы предлагаете на рынке, очень востребованы, а аналогов нет; 
  2. Когда хорошо идут продажи, есть клиенты, есть возможности вывести бизнес на новый уровень, но денег для этого недостаточно. 

Что важно учесть, когда вы обдумываете решение найти инвестора?

Во-первых, надо понимать, что инвестиции не являются волшебной таблеткой, которая вытянет весь бизнес. Если внутри не выстроена система, то финансовые вливания не помогут.

Во-вторых, инвестиции должны быть оправданы. Вам придется убедить инвестора в том, что ему выгодно вкладывать деньги. Причем убедить цифрами.

В-третьих, обдумывая вопрос привлечения инвестиций, взвесьте все за и против. Привлекая инвестиции, вы по факту продаете часть бизнеса. Вы точно не можете справиться без этого?

Когда инвестиции не сработают: 

  1. Когда весь бизнес держится на одном человеке. Когда не выстроены бизнес-процессы, когда нет команды. Вкладывая деньги в такой проект, инвестор сильно рискует. Все-таки в этом случае лучше воспользоваться кредитом;
  2. Когда рынок, в котором работает ваш бизнес, маленький и волатильный. К сожалению, сейчас в России мало бизнесов, в которые можно безопасно инвестировать деньги, именно по причине волатильности. 

Конечно, могут быть и исключения. Смотря какая у бизнеса цель и какой владелец. 

Приведу пример. 

Я владею бизнесом, построенным на импортных товарах. Это бренд мужской одежды из Италии премиум-класса Damerino. Естественно, избежать влияния санкций в этом случае невозможно. 

Но бизнес достаточно маржинальный, поэтому получается вырастать в среднем на 45% в год без инвестиционных средств.

С такой доходностью можно было привлекать инвесторов. Однако, из-за высокой волатильности рынка, есть риск не вернуть чужие деньги. Поэтому от привлечения инвестиций в моем случае лучше отказаться.