Существование ДНР без участия Киева: как живет Донецк сегодня во время торговой блокады со стороны Украины
Самопровозглашенные Донецкая и Луганская народная Республика (ДНР и ЛНР) испытывали немало лишений в последние три года. Особенно касается это товаров народного потребления, которые в дефиците для 3,7 проживающих там человек с низким достатком. Причем данным территориям за годы военно-политического кризиса в Незалежной всё-таки удалось совсем неплохо адаптироваться к поставкам необходимого продовольствия без участия Киева. Как именно сейчас живет Донбасс, о состоянии продуктов на местных полках, закрытии популярных торговых сетей и бизнесе на автомобилях рассказывают специалисты.
Блокада Незалежной данных территории длится уже три года, за которые Донбасс практически полностью разорвал все связи с Украиной, как торговые, так и экономические. В итоге несколько миллионный местный рынок смог переориентироваться на совершенно новых поставщиков самых нужных товаров. Причем на местных прилавках с каждым годом появлялось всё больше именно российской продукции. Первые из таких товаров стали приходить туда в обход украинской таможни еще летом 2014 года. В частности, именно тогда в регион из РФ отправилось 262 КАМАЗа, которые загрузили гуманитарным грузом с лекарством, продовольствием и другими вещами.
В январе следующего года Украина ввела специальный пропускной режим через границу России. Когда Донецк вошел в рублевую зону, на полках местных магазинов стали еще больше появляться российские и белорусские товары. Частота и качество продукции стабилизировалось в течение следующих лет, в которые образовалось так называемое «затишье». Однако и некоторые украинские товары текли в Донбасс, такие как «молочка», а также мясные и колбасные изделия, так как многие их качество находили лучше российского.
И уже в марте 2017 года в ДНР началась новая блокада уже радикальными батальонами, после которой Киев возглавил блокирующее движение. Однако власти Донбасса тоже отреагировали: было введено внешнее управление местных предприятий, которые ранее даже во время гражданской войны существовали под украинской юрисдикцией, платя налоги официальному Киеву.
После этого начались следующие этапы замены поставщиков в Донбассе, когда вышел приказ «Об установлении запрета на ввоз на таможенную территорию Донецкой Народной Республики товаров с территории Украины» от Министерства доходов и сборов ДНР. Именно с этого времени в Донецке начинается борьба с торговлей с Украиной, на которую ранее закрывали глаза из-за выгоды. Летом этого года распродали остатки украинской продукции, были закрыты «серые» схемы, которые замыкались на производителях из Незалежной. И уже к осени 2017 года украинские товары было практически не найти в Донбассе.
Цены на товары, а также их ассортимент в ДНР был определен еще в середине 2000-х. Тогда наиболее известной торговой сетью среднего класса считалась «Амстор». Она в своих магазинах предлагала довольной богатый выбор товаров, среди которых были и импортные. (Эту сеть тогда связывали с олигархом Вадимом Новинским).
Еще одними популярными в Донбассе супермаркетами среднего класса в те времена были «Бум» и «Обжора». В городе также работали немецкие и французские компании Metro и Auchan.
Во второй половине 2000‑х более активно там начала расширяться фирма из Днепропетровска «АТБ». Среди «ниже среднего» была популярна такая торговая сеть, как «Брусничка» (украинский олигарх Рината Ахметова).
Однако после возникновения гражданского конфликта в Донецке случилась резкая смена рынка розничной торговли. Первым примером этому стал дебош в гипермаркете Metro, находящемся в километре от аэропорта Донецк. Именно тогда все поняли, что «как раньше уже не будет». (Тогда потери от порчи товара пришлись на сумму около 1 миллиона евро).
Обстрелам гиснарядов и нападениям позже подверглись и другие супермаркеты Донбасса. А после разрыва экономических связей с официальным Киевом всё больше сетевиков стали сами массово закрываться, уступая место небольшим ларькам и частным магазинчикам.
Ребрендинг и воскрешение торговых сетей в Донбассе началось только летом 2015 года. Многие магазины меняли названия, в регионе появилось много «Семерочек» с похожим логотипом на одного из ретейлеров в РФ. В конце следующего года там открылся во втором Metro центр торговли оптом «Мост». Данное событие глава Республики назвал знаковым, показавшим, что регион умеет сам воскресать. В 2015-2017 года в Донбассе работали «Амсторы», которые в конце концов всё-таки закрылись. и на их месте также появлялись «Семерочки».
Единственной торговой сетью, которая всё-таки сохранила своё название вопреки гражданской войне в Донецке – считаются магазины «Обжора», которые до сих пор пользуются там популярностью.
Сейчас в местных магазинах нет проблем с базовой продукцией: там широко представлены хлебобулочные изделия, крупы, макароны. Из России и Белоруссии привозят мясо, овощи, сливочное и подсолнечное масло, а также соль и сахар. (Однако при пенсии в ДНР в 2 730 рубле продукты имеют чаще всего российские цены).
Много «несостыковок» находят именно со второстепенными товарами в Донбассе. Так, на полках местных магазинов широко представлен рынок товаров бытовой химии и личной гигиены как местных, так и мировых производителей L’Oreal, Procter&Gamble. Поэтому вопреки словам местных властей, самообеспечение самопровозглашенных Республик продовольствием – это пока, увы, миф.
Специалисты рассказали любопытные детали и про местный рынок автомобилей. Как известно, ранее в Донецке никогда не изготовляли машины. Основой местной экономики всегда считались добыча ресурсов, химпроизводство, металлургия и машиностроение. Машины туда завозились из сборочных цехов вне Донбасса.
В 2014 году начались первые ограбления местных автосалонов, убытки от которых насчитывают миллионы гривен. Причем многие забирали эти машины якобы для «военных целей», но вместо военных так работали обычные бандиты, решившие так поживиться. Это привело к тому, что автовладельцы поспешили вывести из Республик поскорее последние из них.
В итоге уже в 2015 году выход из этого хаоса и нехватки на рынке машин нашли в законодательной сфере Донбасса. Так как в регионе существовала очень низкая таможенная очистка автомобильного средства по сравнению с РФ и Украиной, этим начали пользоваться. В итоге машины стали вести из Грузии и Литвы, наиболее географически удобных для этого стран. В итоге покупка и доставка хорошего авто в Донбасс оттуда стоила не более 80 тысяч рублей. А так средняя стоимость «литовских» и «грузинских» машин напрямую в самом Донецке составляла не меньше 200-350 тысяч рублей. За эти годы такой бизнес стал широко развиваться в ДНР, и многие на нем хороши заработали.
В итоге, что касается общих результатов торговой блокады Донбасса за эти годы, то специалисты считают ими прежде всего дефицит всех товаров, от самых нужных до эксклюзивных. Согласно общим оценкам, сама Украина от торговой блокады ДНР потеряла 2,3 миллиарда долларов (Данные украинского Нацбанка). К этому добавились слабость госконтроля из-за развития розничной торговли в Донецке, а также уязвимость экономики данного региона, из-за которой он впал в зависимость от других стран.