Такого «кошмара» Киев не ожидал: чем опасна для Украины блокировка азовских портов Россией

19 февраля, 6:31 пп

Скандал вокруг Азовского моря сейчас набирает все больше оборотов и настораживает Украину. А началось все весной этого года, когда Киев задержал российские суда, следующие в порты Крыма. Россия не заставила себя долго ждать и ответила украинской стороне решением тщательно проверять все суда, следующие в порты Бердянска и Мариуполя.

В результате таких проверок корабли, следующие в эти гавани, стали простаивать в проливе и самом Азовском море от нескольких часов до нескольких суток. И если сначала это привело лишь к серьезным издержкам для судовладельцев, то позже многомиллионную прибыль стали терять уже сами украинские порты.

По словам экономиста Алексея Куща, здесь идет речь о блокировании судоходства, поскольку длительность этих досмотров действительно большая, из-за чего грузам проходится простаивать сутками, а владельцам судов терпеть серьезные убытки.

По информации Мининфраструктуры, такой часовой простой обычного корабля с грузом обходится в 5 тысяч долларов, из-за чего с самого начала конфликта финансовые потери теперь исчисляются в миллионах гривен. Причем в такую ситуацию с долгим ожиданием попадали не только украинские суда, но и зарубежные, многие из которых вообще предпочли отказаться от такого неудобного маршрута.

Кущ отмечает, что владельцы кораблей просто не хотят терпеть убытки и неприятности из-за дел с украинскими портами. Однако власти Украины почему-то воспринимают ситуацию совершенно спокойно. Другими словами, Киев за все это время не предпринял ровным счетом ничего, чтобы как-то решить эту проблему.

Отдельные эксперты захотели разобраться, что же на самом деле кроется под этой ситуацией с Азовским морем и украинскими портами, а также, почему бездействует киевская власть.

Источник фото: aif.ru

Если брать в расчет статистику, то действительно судовладельцы стали реже входить в Азовское море. За данный период времени грузооборот Бердянского порта был сокращен на 22%, а Мариупольского — на 11,5%. По словам аналитика Вячеслава Коновалова, налицо явное нарастание отрицательной динамики. Эксперты прогнозируют, что в конце этого года данные грузоперевозки по этим направлениям вообще упадут до 30%.

По замечанию бывшего замминистра транспорта Александра Кавы, с данных портов ушли и продолжают уходить главные клиенты – зернотрейдеры и металлурги. Вместо этого они перешли на ж/д направления до «Южного», а после доставляют грузы морем.

Специалисты отмечают, что это увеличило и их транспортные затраты, что может сделать продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, и вызвать уменьшение прибыли в новом году.

Еще одна проблема в этом направлении заключается в том, что южные порты и ж/д полотно просто не подготовлены для таких объемов груза, которые перешли с азовского маршрута. Эксперты переживают и за транспортный блэкаут, который грозит стране в ближайшее время.

Кущ считает, что власти Украины уже давно должны искать альтернативные транспортные цепочки, чтобы решить проблему с этими портами. Ведь в «Укрзализници» также признали катастрофическую нехватку вагонов, а южные порты трубят о перегрузке.

Источник фото: agroportal.ua

Как бы то ни было, формально Россия не нарушает какой-либо закон. Ведь в двустороннем договоре от 2003 года прописано, что Азовское море – «внутренние воды Украины и РФ», поэтому проводить досмотр судов в нем имеют право обе страны. При этом в документе не указано, какое именно время должно тратиться максимально на подобную проверку.

Между странами разногласия на Азове существовали и ранее. В частности, пять лет назад катер РФ береговой охраны протаранил баркас с украинскими рыбаками, и уже после 2014 года данная ситуация обострилась. По словам военного специалиста Михаила Жирохова, корабли РФ после крымских событий стали массово нарушать границу.

Кущ считает, что Порошенко и его команда с началом строительства Крымского моста предполагали усложнения навигации на Азовском море, но такого «кошмара» Киев не ожидал.

Напомним, что в марте этого года судно «Норд» под флагом РФ было задержано украинским катером морской охраны. Тогда российский корабль отправили в Бердянск и арестовали. Москве ничего не оставалось как поднять дипломатический скандал, поскольку на этом судне находились моряки с паспортами РФ. Именно эта ситуация и дала ход массовым проверкам кораблей российскими пограничниками в Азовском море. И неудивительно, что процедура иногда затягивается до 36 часов, так как находится немало поводов для досмотра. В числе них и несанкционированные перевозки запрещенного товара, и необходимость проверки документов, которые просто так за час не просканируешь.

Однако украинские специалисты воспринимают такие действия Москвы как дипломатическую игру на выживание украинских судов из Азова. Также говорят они о нарастании политического противостояния – катера РФ якобы все чаще стали нарушать морскую границу Украины.

Источник фото: rus.ozodi.org

От украинских властей пока не просматривается такой бурной реакции, как от местных специалистов. Война идет лишь в социальных сетях, а на деле реальных шагов со стороны Киева не предпринимается. Кава считает, что уже давно нужно было садиться за стол переговоров.

Единственным предложением от Киева по решению этой проблемы можно считать заявление министра транспорта Владимира Омеляна. Именно он предложил «в отместку» для Москвы перекрыть с ней транспортное сообщение. Министр, как известно, уже анонсировал передачу этого проекта в Кабмин. Также он намекнул, что кроме блокировки пассажирских ж/д перевозок в этом постановлении идет речь кое-о-чем еще. Отдельные эксперты предполагают, что там говорится и об автобусном, и об автомобильном сообщении.

Однако такая блокировка пассажирского сообщения на Россию никак не повлияет, поскольку большинство операторов данных перевозок находятся именно на Украине. Поэтому-то данную ответную реакцию Киева можно считать очень слабой.

Другим ответным шагом Украины «по Азову» эксперты считают предложение разорвать украинско-российский договор. По словам главы МИД Климкина, страна будет пытаться менять статус Азовского моря, чтобы оно перестало быть внутренними водами сразу двух стран.

Еще одной попыткой Украины противостоять РФ по этому вопросу находят действия страны по созданию международного резонанса. Как отмечал накануне американский Госдеп, России нужно прекратить задержку торговых судов в Азовском море. А это значит, что США якобы уже осудили такие действия России в Керченском проливе и Азовском море.

Как отметил аналитик Вячеслав Коновалов, Киев не случайно так слабо реагирует по этому вопросу. По его мнению, это «договорняк», поэтому и нет никакой реакции, даже элементарно ноты протеста. Эксперт считает, что украинские власти никак не реагируют на это, чтобы не потерять 25% металлургической логистики.

Источник фото: on.od.ua

В итоге, по подсчетам главы Мининфраструктуры Владимира Омеляна, Киев из-за этих проблем на Азове потерял до 500 миллионов гривен. По мнению Коновалова, страна лишилась не более 200 млн грн. Правда, в расчет оба эксперта брали лишь прямые потери, такие как страховка и простои судов. Однако имеются в этом вопросе еще и дополнительные издержки.

Как известно, через эти украинские порты раньше традиционно транспортировали свои товары металлурги и аграрии. Теперь же им пришлось поменять логистику, подключив ж/д перевозки. А это добавило примерно 5% к себестоимости продукции, которые со временем могут еще вырасти.

По словам главы Федерации металлургов Украины Сергея Беленького, еще до зимы тарифы на ж/д перевозки поднимутся на четверть. Дополнительно сложно найти вакантные вагоны, поэтому приходится платить немало взяток, чтобы отыскать подвижные составы. По подсчетам зернотрейдеров, это все добавило примерно по 4$ к каждой тонне зерна.

В результате на фоне снижения мировых цен на металл с осени этого года компаниям придется сокращать рентабельность, что может загнать их в минус и вообще в остановку работы отдельных предприятий. Так или иначе, экспортные показатели данной продукции серьезно упадут, что больно ударит по выручке и курсе украинской валюты. Также эксперты предостерегают, что в результате из-за этих процессов могут серьезно пострадать и другие украинские отрасли.