Tokyo Shimbun рассказало, как Сахалин меняет старую японскую ж/д на российскую

На Сахалине железную дорогу японского типа с шириной колеи 1067 миллиметров, построенную еще в начале ХХ века, окончательно заменяют на ж/д линии со стандартной для России шириной колеи 1520 миллиметров. Предполагаются, что такие нововведения позволят увеличить грузовые и пассажирские перевозки на острове, а также повысят их удобство и эффективность. В то же время японцы расстроены тем, последние напоминания о том, что Сахалин когда-то принадлежал Японии, будут уничтожены. Об этом пишет японское издание Tokyo Shimbun

Напомним, что по итогам русско-японской войны в начале ХХ века Япония получила от Российской империи южную часть острова Сахалин. Иностранцы начали оперативно строить на новой территории железную дорогу: сначала шириной 600 миллиметров, а затем по общему японскому стандарту — 1067 миллиметров. Самые большие сложности возникли при создании ветки, которая проходила с востока на запад в горной местности. Ради этого Японии даже пришлось привлечь специалистов из Кореи.

Впрочем, в составе восточной страны Сахалин находился недолго. Во время Второй мировой войны Япония потерпела поражение, и южная часть острова вновь перешла под контроль СССР.

Руководство Советского Союза на тот момент приняло решение не перестраивать имеющуюся железную дорогу, а просто продлить ее в северную часть Сахалина, не меняя ширины. Правда, поезда для ж/д линий острова СССР приходилось закупать в Японии, так как специально запускать их производство на советских заводах было просто невыгодно. Впрочем, часть дизельных поездов «Киха 58» компания «JR Восточная Япония» передала Сахалину на безвозмездной основе.

В 1990-е годы, после распада СССР, на Сахалине начали разбирать некоторые ж/д ветки, которые стали убыточными. Кроме того, разобрали и здания станций, построенных еще при Японии.

Тем не менее, старые поезда и железнодорожные линии на Сахалине считают важной частью истории острова. В связи с этим представители Дальневосточной железной дороги пообещали, что наиболее яркие образцы ж/д транспорта начала ХХ века будут храниться в местном музее.

Стоит отметить, что еще в 1990 году в Южно-Сахалинске была организована выставка японских поездов, на которой, в частности, были представлены паровоз D51 и снегоуборочный поезд роторного типа. На выставке побывал и журналист из Японии Коити Токуда, который прибыл на остров в составе делегации. Как рассказал Токуда, от выставки у него было ощущение, что он окунулся в прошлое и оказался в Японии, но 25 лет назад.

Некоторые жители Сахалина и сейчас испытывают ностальгию по старым японским поездам. Тем не менее, прогресс не стоит на месте, и важно, чтобы современный ж/д транспорт был удобным, отвечал всем требованиям времени и делал железную дорогу острова более эффективной. Так, уже сейчас здесь курсируют новые поезда с кондиционерами, биотуалетами и другими удобствами. При этом в современных составах без проблем могут ездить и люди с ограниченными возможностями здоровья.

Для России стала важным шагом замена ж/д линий Сахалина на новые, со стандартной для РФ шириной колеи. Это позволит нарастить объем пассажирских и грузовых перевозок, и значительно упростить их. Кроме того, многие рассчитывают, что следующим шагом станет создание моста или тоннеля между островом и материковой частью страны. Как известно, построить переправу планировали еще при СССР, но тогда этот план реализовать не смогли. Однако у современной России есть все возможности для того, чтобы воплотить эту идею в жизнь.

Источник фото: sakh.com

Автор материала: Юлия Короткова