ТОП причин, почему Т-80 оказался так плох во время чеченской войны

Одни специалисты называют танк Т-80 прирожденным убийцей. Другие считают гигантской ошибкой советского ВПК. Предлагаем разобрать плюсы и минусы этой машины на примере его использования во время чеченской войны.

Первой сильной стороной Т-80 следует назвать многотопливный газотурбинный двигатель, который позволил многократно увеличить мощность танка по сравнению с предшественниками. Машина получила стандартную комплектацию с очень мощными 1250 лошадиными силами под капотом. Другой плюс Т-80 – его необыкновенная подвижность, что делает танк самым проворным советским танком.

Но была большая проблема. Т-80 оказался необычайно прожорлив. Инженерам пришлось думать, как посадить танк на «диету», но при этом сохранить его другие качества. И здесь, как считают некоторые специалисты, больше преуспели украинские конструкторы, которые поставили в танк стандартный дизельный движок, что добавило машине топливной экономичности.

Эти танки востребованы, Незалежная экспортирует их в несколько стран, и они составляют ключевую часть бронетехники Украины. Но, наверное, лучшей обкатки, чем реальная война, для танков еще не придумали. Т-80 впервые попали на боевые действия в девяностые годы, во время чеченской войны.

Зарубежные эксперты, подсчитав колоссальные танковые потери российской армии в Чечне, довольно потирали руки. Мол, этот танк ни на что не способен. Другие специалисты не спешили «хоронить» Т-80, считая, что потери в технике и живой силе, в особенности при штурме Грозного, это во многом – просчеты командования.

Источник фотографии: tass.ru

Во-первых, Т-80 из-за длинного, нависающего основного орудия, которое менее маневренно в более плотных и более ограниченных пространствах, был мало приспособлен для городских боев.

Во-вторых, тогда российские генералы считали чеченских боевиков кучкой бандитов, которые ни на что не способны. Однако потом выяснилось, что в рядах защитников Грозного было немало бывших офицеров Советской армии.

В-третьих, ранее в Чечне в руках местных властей оказалось большое количество оружия и вооружения, в том числе, противотанкового.

В-четвертых, Т-80 – это машина для опытных танкистов. Особенно в условиях боя, когда решение нужно принимать в доли секунды. А в Грозный на танках заезжали безусые юнцы, которые до этого разве что на полигонах упражнялись.

В-пятых, в экономическом и политическом плане тогда РФ находилась в кризисе, и на снабжении армии это сказывалось не в последнюю очередь. Все это в совокупности и послужило причиной огромных потерь с российской стороны, дав Т-80 плохую славу.

Правда, были в танке недостатки, которые оказывались для него фатальными. Например, судя по всему, эти бронемашины не были оснащены взрывчатыми вставками реактивной брони (ERA), которые теоретически защищали бы их от реактивной гранаты и другого противотанкового огня.

Другой проблемой были мощные, но опасные газотурбинные двигатели. Еще в середине века, когда весь мир вступил во Вторую мировую войну, советские инженеры отметили, что в стычках с Японией их бензиновые танки несли огромные потери из-за катастрофических взрывов, вызванных загоревшимися бензиновыми двигателями после даже косвенных попаданий.

Тогда и наступила эпоха менее взрывоопасных и более безопасных дизельных двигателей. Увы, для экипажей Т-80 в Грозном это соображение было забыто. Отсюда и такие потери.

Несмотря на ряд явных слабостей, серия Т-80 остается в запасах, как в России, так и на Украине. Эти танки совершенствуют, модернизируют и раз за разом дают им второе дыхание.

Источник заглавной фотографии: pinterest.com

Автор материала: Влад Бежин

Автор материала: Антон Громов