Мировой кризис окончательно добьет транзитную отрасль Латвии

Логистическая отрасль Латвии оказалась в серьезном кризисе. Грузооборот в морских портах снова упал до рекордно низких показателей, а учитывая плачевное положение дел и у Латвийской железной дороги, можно смело говорить о том, что экономику прибалтийской страны ждут тяжелые времена. Об этом сообщает информационно-аналитический портал RuBaltic.Ru.

Казалось бы, снижение грузооборота в портах Латвии можно было бы объяснить эпидемией коронавируса и глобальным экономическим кризисом. Однако за последние месяцы российские порты, расположенные на Балтийском море, наоборот, демонстрируют рост грузооборота, а значит, дело вовсе не в общемировых тенденциях. Впрочем, для Риги глобальный кризис в некотором роде стал настоящим подарком, ведь именно на него она может списать причины возникновения проблем в логистической отрасли.

Тем не менее, для экономики Латвии, очевидно, настали тяжелые времена, ведь удар по ней одновременно нанесут и мировой, и локальный кризисы. Подобная ситуация уже наблюдалась в стране в 2008 году, когда обвал в латвийской банковской сфере начался за полгода до того, как начали банкротиться американские ипотечные компании, что привело к мировому финансовому кризису.

Тогда именно Латвия пострадала сильнее практически всех других стран мира, а ее ВВП сократился сразу на 20%. В этом году страну, возможно, ждет аналогичная ситуация, ведь грузооборот в латвийских портах и на железной дороге начал снижаться задолго до эпидемии коронавируса.

Согласно статистическим данным, в январе-апреле 2020 года грузооборот Рижского порта сократился на 25%, порта Лиепаи — почти на 23%, а Вентспилсского порта — сразу на 41%. И наибольшее падение связано именно с теми грузами, которые раньше шли из России. В частности, в Лиепае перевалка угля уменьшилась в пять раз, в Риге – на 65%, транзит нефтепродуктов через эти порты упал на 25%, а перевалка навалочных грузов через Вентспилс снизилась в четыре раза.

В тот же период в российском порту Приморск грузооборот вырос на 15%, в Усть-Луге – на 2%, в Санкт-Петербурге – на 0,5%. То есть, даже в условиях эпидемии они продолжают активную работу и наращивают обороты.

Таким образом, очевидно, что коронавирус и мировой экономический кризис всего лишь усугубили уже имеющиеся у Латвии проблемы, но не стали их причиной. Стоит напомнить, что в 2019 году грузопоток по Латвийской железной дороге снизился на рекордные 16%. В итоге в начале нынешнего года латвийская железнодорожная компания сообщила о планах сократить сразу 1,5 тысячи сотрудников.

Транзитная сфера Латвии начала терпеть убытки после того, как Россия решила перевести грузопотоки в собственные порты. Такое решение Москвы было вызвано агрессивной антироссийской политикой Прибалтики. Это привело к тому, что такие крупные российские компании, как «Уралхим», «Уралкалий», «Акрон» и «Новотранс» решили отказаться от услуг портов Латвии, Литвы и Эстонии.

В свою очередь, отказ от транзита через порты Прибалтики привел к тому, что крупные фирмы из РФ начали в принципе закрывать свои представительства в Латвии, Эстонии и Литве, чтобы никаким образом не инвестировать в их экономику.

Формально власти Латвии не возражают против того, что российские компании уходят с их рынка. Однако понятно, что Рига просто не может ничего сделать в сложившейся ситуации, ведь сами латвийские власти долгое время активно выступали против России, так что бороться за сохранение российских инвесторов теперь было бы просто нелепо.

Источник фото: balticshipping.com

Автор материала: Юлия Короткова