Турция пророет параллельный Босфору канал и оставит Россию в выигрыше

Турция планирует построить новый судоходный канал, который будет идти параллельно существующему сейчас Босфору. Впервые Реджеп Тайип Эрдоган рассказал об этом проекте еще в 2011 году, когда занимал пост главы правительства страны. Позже, в 2013 году, турецкое министерство транспорта начало подготовку проектных документов, касающихся строительства канала, и вот, в 2018 году он, наконец, начал обретать реальную форму.

В прошлом году специалисты уже провели пробные бурения и определили, что на предполагаемом маршруте действительно можно построить канал, и это не повлечет за собой практически никаких рисков, в том числе и в плане экологии. В результате, в январе 2019 года власти Турции сообщили о намерении провести тендер, чтобы определить подрядчика, который и будет заниматься прокладкой канала.

В соответствии с проектом, новый водный путь пройдет от Мраморного моря к Черному через озеро Кючюкчекмедже и водохранилище Сазлидере, обогнув Стамбул с западной стороны. Предполагается, что длина канала составит 45 километров, ширина — 400 метров, а глубина — 25 метров. Общая стоимость реализации проекта составит примерно 50 млрд долларов. Планируется, что канал будет запущен в эксплуатацию уже в 2023 году, при этом в сутки по нему смогут проходить до 160 судов — как и по Босфору.

Власти Турции рассчитывают, что все грузовые суда начнут ходить именно по их новому путепроводу, так как это якобы позволит компаниям сэкономить деньги, которые сейчас они тратят на простой своих кораблей в ожидании лоцманской проводки. Также Анкара утверждает, что без канала в принципе не обойтись, так как якобы Босфор необходимо разгрузить от потока судов, с которым он не справляется, в том числе, из-за обмеления.

Правда, к этим объяснениям эксперты относятся весьма скептически. Они напоминают, что минимальная глубина Босфора составляет 33 метра, в то время как максимум нового канала — 25 метров. Кроме того, ширина Босфора варьируется от 700 до 3700 метров, так что новый  водный путь вряд ли реально сможет его заменить. Да и риск столкновения кораблей в запланированном более узком канале куда более велик, что также может повлечь серьезные проблемы, в частности, экологические. Поэтому напрашивается вывод, что причины строительства нового путепровода несколько иные.

Источник фото: topcor.ru

Стоит напомнить, что в настоящее время между Средиземным и Черным морями суда ходят по двум проливам — Босфору и Дарданеллам. При этом международные правила их использования установлены еще в 1936 году конвенцией Монтрё. В соответствии с этим договором, проход для всех кораблей по этим проливам является бесплатным. Брать деньги Турция может только за содержание навигационных маяков и лоцманскую проводку. При этом даже эти суммы заранее прописаны в конвенциии.

Таким образом, строительство нового канала может помочь Анкаре хорошо заработать за счет судоходства, если она сделает его полностью платным. Для примера, стоимость прохода судна через Суэцкий канал составляет в среднем 160 тысяч долларов, а если речь идет о большегрузах, то эта сумма может увеличиться и до 1 млн долларов. Поэтому даже несмотря на то, что строительство нового турецкого канала будет стоить огромных денег, оно окупится примерно через 15 лет, а пользоваться им можно будет, вероятно, не одно столетие, если не вечно.

Правда, возникает вопрос, каким образом Турция сможет заставить корабли променять Босфор на ее новый водный путь. Наверное, Анкара воспользуется возможностью и ужесточит правила прохождения судов через Босфор. Так, сейчас они должны предупреждать Турцию о своем прибытии за сутки, а то и за 48 часов — в зависимости от длины судна. В дальнейшем турецкие власти вполне могут увеличить эти сроки, чтобы создать очереди и заставить компании больше платить за простой, а речь идет о 20 тысячах долларов в сутки в среднем. Пойдет ли на это в итоге Анкара — станет ясно со временем.

При этом некоторые эксперты отмечают, что появление нового канала может дать определенные плюсы, в том числе и России. Если Москва и Анкара смогут договориться о льготной стоимости для наших судов, то грузооборот портов Черного моря может значительно возрасти. Это выгодно, ведь сюда сейчас стекается значительная часть грузов из Китая и Европы.

А вот надежды Украины на то, что по турецкому каналу в Черное море смогут пройти американские авианосцы выглядят абсолютно беспочвенно. Дело в том, что для того, чтобы хотя бы добраться до Босфора, кораблям США нужно будет преодолеть Дарданеллы и Мраморное море, вот только, согласно международным конвенциям, по ним не могут ходить иностранные военные суда водоизмещением более 15 тысяч тонн, так что у американских военных просто не будет такого шанса.