Тысячи взятых в лизинг при Украине автомобилей оказались вне закона в Крыму
Крым в 2014 году перешел в состав России, и это привело к различным сложностям юридического характера, часть которых не удается разрешить до сих пор.
Одной из серьезных проблем стала официальная регистрация автомобилей, которые крымчане взяли в лизинг еще при украинской власти. До референдума многие жители полуострова успели взять машины по договорам финансового лизинга у компаний, учредителями которых являются банки Незалежной. Естественно, после перехода Крыма в состав России украинские банки покинули регион. При этом обладатели лизинговых автомобилей лишились возможности погасить долги и получить право собственности на машину. Соответственно, без документов о праве собственности крымчане теперь просто не могут поставить свои авто на учет.
Ситуация усугубляется еще и тем, что, согласно российскому законодательству, физические лица в принципе не могут брать машины в лизинг, так что обладатели подобных автомобилей просто оказались вне правового поля. Доказать хоть какие-то права на машину им тоже было крайне непросто в связи с тем, что по украинским законам достаточно иметь факсимиле документов, а вот законы РФ обязывают получать и предоставлять оригиналы документов с мокрыми печатями.
После долгих попыток решить вопрос с правом собственности на лизинговые авто, крымчане обратились с этим вопросом напрямую к президенту Владимиру Путину во время одной из его “прямых линий”. В итоге глава государства дал поручение правительству разработать механизм, который все-таки позволит людям получить машины в собственность.
В итоге кабмин вынес постановление №399 об упрощенной регистрации авто, благодаря которому жители Крыма получили право оформить временные регистрационные документы сроком на пять лет при отсутствии документально подтвержденного права собственности.
Предполагается, что благодаря этому крымчане смогут без проблем оформить право собственности через суд, в соответствии с 234 статьей Гражданского кодекса РФ, которая дает возможность претендовать на имущество, которым человек фактически владел и пользовался в течение пяти лет.
Еще одним фактором, который играл в пользу обладателей лизинговых автомобилей было то, что украинские банки, за редким исключением, не пытались вернуть машины через суды.
В 2019 году крымчане начали подавать первые иски, в надежде получить в собственность лизинговые автомобили. Однако их ждал неприятный сюрприз, так как суды не торопились вставать на сторону людей. Это связано с тем, что судьи зачастую не учитывали постановление правительства №399, а вместо этого руководствовались имеющейся судебной практикой по аналогичным делам. Вот только подобных дел в России ранее фактически не было, поэтому зачастую от рассмотрения иска в принципе отказывались и пытались перенаправить заявителя, например, в украинский суд.
Получившие отказ владельцы машин вынуждены подавать иски в другие суды РФ, правда, в другом формате, в надежде, что дело все-таки рассмотрят и примут положительное решение.
Весной 2020 года у многих автомобилистов начал истекать срок временной регистрации на машину, и они обязаны оформить постоянные документы, но сделать этого просто не могут. Формально такие автомобили без официальной регистрации сотрудники ГИБДД обязаны изъять и поставить на спецстоянку, однако фактически к таким мерам пока почти не прибегают.
Казалось бы, формально власти разных уровней, в том числе и сам президент, в данной ситуации на стороне граждан. Но в реальности сами судьи лишь в единичных случаях становятся на сторону истцов и признают их право собственности на лизинговую машину.
Эксперты не исключают, что власти продлят срок действия постановления правительства №399 еще на пять лет, чтобы дать возможность крымчанам все же получить свое право на автомобили.
Источник фото: moyidorogi.ru
Автор материала: Юлия Короткова