Уход России из портов Прибалтики сыграл на руку латвийской авиации

23 июня, 9:45

Глава Министерства сообщения Латвии Талис Линкайтс рассказал о ситуации с грузоперевозками в стране и объяснил, почему власти делают ставку на авиацию и оказывают наибольшую поддержку именно этой отрасли в период эпидемии коронавируса.

По словам Талиса Линкайтса, сфера наземных грузоперевозок в Латвии в последние годы переживает тяжелые времена. Россия перевела транзит в свои порты и больше не отправляет их через Прибалтику, как это было раньше. Особенно сильно Латвия пострадала из-за того, что больше не может переправлять российский уголь в страны Европы.

Мировой экономический кризис, спровоцированный эпидемией коронавируса, еще больше усугубил ситуацию. В итоге в первые четыре месяца 2020 года объем грузоперевозок в Латвии упал сразу на 46% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и существенного повышения показателя в нынешнем году ждать уже не приходится.

Как отмечает министр сообщения, разумеется, грузы по железной дороге продолжают идти, но в значительно меньших объемах, чем это было раньше. В итоге Латвийская железная дорога вынуждена максимально уменьшать свои издержки. Для этого, в частности, она отказалась от реализации проекта электрификации линий, а также начала проводить массовые сокращения сотрудников – только в этом году под увольнение должны попасть 1,5 тысячи человек.

По словам Талиса Линкайтса, не исключено, что сокращения персонала будут идти и дальше, если Латвийская железная дорога сможет изменить и оптимизировать технологические процессы. В любом случае, как считает министр, в будущем Латвия уже не получит такого количества грузов как раньше.

Единственное, на что, по его мнению, может рассчитывать страна, это транзит, идущий в сторону стран Скандинавии из логистического центра Белоруссии «Большой камень». На данный момент, подчеркивает Линкайтс, Рига работает над тем, чтобы эти грузы шли именно через Латвию. При этом он уверен, что ждать грузов из Китая, которые будут идти в страну напрямую, скорее всего, не стоит.

Министр напомнил, что Латвия действительно несколько раз принимала поезда с грузами из Китая, но это было лишь в рамках эксперимента. В целом КНР гораздо выгоднее переправлять свои товары в Евросоюз через Польшу и Белоруссию, так что Латвийская железная дорога в этом случае может рассчитывать только на те грузы, которые направляются в страны Северной Европы.

В то же время Талис Линкайтс убежден, что Латвия должна делать ставку на другие сферы и развивать именно их, в частности, речь идет о грузовых авиаперевозках. По его словам, при должном упорстве Рига может добиться того, что почта из Китая в ЕС будет идти именно через Латвию.

Министр сообщения отмечает, что в Прибалтике Эстония является морским государством, так как у нее есть большое пассажирское предприятие паромного сообщения на Балтике — Tallink. Литва является более конкурентоспособной в сфере железнодорожных грузоперевозок. А вот Латвия хорошо работает в авиационной отрасли.

Как рассказал Талис Линкайтс, компания аirBaltic успешно работает как с пассажирскими, так и с грузовыми перевозками, при этом ее самолеты летают не только в страны Прибалтики, но и по многим другим направлениям. В связи с этим латвийские власти заинтересованы в том, чтобы и само предприятие, и смежные компании продолжали успешно работать, особенно в период кризиса и после него.

В связи с этим Рига уже выделила 250 миллионов евро на поддержку аirBaltic. Также министр сообщения отметил, что в ближайшее время авиакомпания постарается вернуть часть самолетов, взятых в лизинг. В то же время он признает, что сделать это будет довольно трудно, так как из-за кризиса почти во всех странах авиакомпании сокращают свой флот. Тем не менее, как считает Талис Линкайтс, найти покупателей на самолеты даже не по самой выгодной цене сейчас гораздо эффективнее, чем тратить средства на их содержание.

Стоит отметить, что власти Латвии все еще пытаются поддерживать и грузовые автомобильные перевозки в стране. Для этого Министерство сообщения планирует на ближайшие полгода снизить эксплуатационно-транспортный налог грузовых машин на 50%. Кроме того, некоторые перевозчики уже получили денежные пособия и отсрочки по налогам.

Источник фото: twitter.com

Автор материала: Юлия Короткова