Украина готовит опасный закон, угрожающий рекам страны

Верховная рада Украины в первом чтении приняла законопроект «О внутреннем водном транспорте». Большинство экспертов оценивает документ крайне негативно и предупреждают о том, что если закон вступит в силу, это приведет к развалу речного флота Незалежной, масштабной контрабанде и уничтожению украинских рек.

Так, один из пунктов нового законопроекта предусматривает разрешение на сброс сточных вод с судов прямо в “территориальном море, на других водных путях общего пользования, в акваториях морских портов”, причем без всяких ограничений. Причем такая норма распространяется как на украинские, так и на зарубежные суда.

Как подчеркивает президент Украинской зерновой ассоциации Николай Горбачев, такие изменения напрямую нарушают директивы Евросоюза. Согласно правилам ЕС, суда должны сдавать сбросы в специальные приемные пункты, расположенные в портах.

Если же корабли начнут бесконтрольно сливать сточные воды в водоемы это приведет к настоящей экологической катастрофе. Николай Горбачёв напоминает, что в настоящее время Днепр остается главным источником пресной воды для большей части Украины, а на берегу реки стоят такие крупные города, как Киев, Херсон, Днепр, Запорожье.

По словам эксперта, уже сейчас Украина находится на 125 месте по запасам питьевой воды на душу населения в списке из 180 стран. Очевидно, после утверждения законопроекта, этот показатель значительно ухудшится. Также уже сейчас по меркам Европы Незалежная считается маловодной страной, так как большинство ее рек загрязнены и не пригодны для забора питьевой воды.

Каждый год предприятия Украины сливают в водоемы примерно 11 млрд кубометров сточных вод, при этом 4,2 млрд из них – загрязнены. Это привело к тому, что за годы независимости страна потеряла более 10 тысяч водоемов. Однако власти, судя по всему, хотят ухудшить ситуацию еще больше, разрешив бесконтрольный сброс в реки судовых стоков.

Следующий пункт нового законопроекта, который вызывает возмущение экспертов, касается разрешения на проведение дноуглубительных работ без получения на это специальных разрешений. Как считают представители Ассоциации судостроителей Украины («Укрсудпром»), новые правила приведут к тому, что нерестилища в реках будут уничтожены, а берега водоемов – сильно загрязнены.

Дело в том, что на данный момент на Украине запрещена добыча песка без специальной лицензии. Однако по новой схеме компании смогут не только бесконтрольно проводить работы по углублению дна за государственные деньги, но и продавать на сторону полученный песок, получая благодаря этому серьезную прибыль. Так, на сегодняшний день на Украине тонна песка стоит примерно 100-150 гривен, годовой рынок только в Киевской области оценивается приблизительно в 7-8 млн тонн. Вполне ожидаемо, что в новых обстоятельствах найдутся желающие заработать на этой ситуации. Правда, это может привести не только к тому, что берега рек начнут просто обваливаться, но и к тому, что в итоге на рынке окажется радиоактивный песок, полученный со дна реки Припять в Чернобыльской зоне.

Следующее весьма сомнительное нововведение, которое предусматривает закон «О внутреннем водном транспорте», это разрешение для судов на пополнение припасов в режиме каботажа вне 12-мильной зоны. Как считают специалисты «Укрсудпрома», это приведет к масштабной контрабанде горючим, так как иностранные корабли получат возможность заправляться топливом или, наоборот, ввозить его в страну без уплаты НДС и акцизных сборов. Кроме того, генеральный директор и владелец аграрной компании «Нибулон» Алексей Вадатурский предупреждает, что нововведения могут способствовать созданию черного рынка оружия, а также возникновению аварийных ситуаций в узких местах рек.

Также в целом новый законопроект поставит в невыгодные условия украинских судовладельцев по сравнению с иностранными конкурентами. Дело в том, что готовящиеся изменения приведут к тому, что суда любого государства мира, кроме России, получат возможность свободно заходить в реки Украины и осуществлять по ним грузовые перевозки, а также вести иную хозяйственную деятельность, хотя это противоречит нормам международного права.

Судовладелец Николай Капацына уверен, что иностранные компании таким образом смогут уходить от налогов и в целом окажутся в более выгодных условиях, по сравнению с украинскими представителями рынка, которые сейчас ежегодно вынуждены платить в бюджет страны более 2 млрд гривен в качестве налогов и сборов.

В результате украинские судовладельцы уже предупредили правительство, что в случае принятия законопроекта, они будут вынуждены перевести свои суда под офшорную юрисдикцию, чтобы сохранить конкурентоспособность. При этом самой Незалежной это грозит в первую очередь потерей значительных налоговых отчислений. В то же время сама Украина просто не сможет больше полноценно развивать сферу речного транспорта и судостроения.

Помимо этого, как подчеркивают в Ассоциации «Реки Украины», водные пути Незалежной не смогут получать нормальное финансирование без портовых сборов, а это приведет к постепенной деградации самих портов, и в целом такие нововведения просто противоречат нынешнему законодательству страны.

В целом, по мнению экспертного сообщества, новый законопроект «О внутреннем водном транспорте» несет множество рисков и угроз для торгового мореплавания и судоходства на реках Украины.

Источник фото: facebook.com

Автор материала: Юлия Короткова