Украина решила взяться за строительство «Гиперлупа»

Президент Украины Владимир Зеленский планирует развивать проект «Гиперлуп» в стране. Как сообщает интернет-издание «Буквы», об этом глава государства рассказал во время своего недавнего визита в Одессу в беседе с генеральным директором и совладельцем портовой компании ТИС Андреем Ставницером.

Как подчеркнул украинский лидер, реализовать этот проект необходимо для более быстрого развития Незалежной, особенно, в экономической сфере и, в частности, в отрасли грузоперевозок.

Правда, стоит отметить, что в своей предвыборной кампании в 2019 году Владимир Зеленский говорил о том, что, прежде чем создавать на Украине «Гиперлуп», необходимо решить проблемы с уже имеющимися дорогами, как автомобильными, так и железными.

Подобной точки зрения придерживался и министр инфраструктуры Незалежной Владислав Криклий. После парламентских выборов в 2019 году, в ходе которых победу одержала партия «Слуга народа», он говорил о том, что сначала нужно решить проблему с неработающими эскалаторами на Киевском вокзале, сформировать «цифровую инфраструктуру», которая позволит снизить коррупцию в автотранспортной отрасли, и только после этого заниматься более масштабными проектами. Неудивительно, что практически первым решением Криклия после того, как он возглавил Министерство инфраструктуры Украины, стало именно закрытие «Гиперлупа».

Тем не менее, за прошедшее время министр так и не смог решить вопрос ни с эскалаторами, ни с дорогами, хоть железными, хоть автомобильными. Более того, даже соратники по партии начали собирать подписи за снятие Владислава Криклия с должности.

Вероятно, на фоне этого провала президент Зеленский и задумал реанимировать «Гиперлуп», который если и не решит транспортные проблемы страны, то хотя бы добавит очков главе государства в глазах некоторых избирателей.

Напомним, что автором современной технологии «Гиперлуп» стал американский изобретатель и бизнесмен Илон Маск. Ее суть состоит в том, что в специальном тоннеле создается вакуум, за счет чего транспортная капсула внутри него может передвигаться со скоростью 1200 километров в час.

Стоит отметить, что «Гиперлуп» можно считать более усовершенствованным вариантом поездов на реактивных двигателях, над созданием которых в 1970-х годах работали СССР и США. Правда, тогда эксперимент завершился провалом, так как аэродинамическое сопротивление не позволило разогнать поезда на скорость более 300 километров в час. Кроме того, строительство такой дороги было слишком дорогим даже для советской экономики.

В свою очередь, Илон Маск представил проект создания «Гиперлупа» в 2012 году. Данная вакуумная железная дорога должна была стать заменой для скоростной железнодорожной магистрали между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско. При этом строительство обычной ж/д ветки длиной 1000 километров оценивалось в 68 миллиардов долларов, в то время как «Гиперлуп» по проекту Маска стоил бы всего 7,5 миллиардов долларов.

Стоит отметить, что чертежи «Гиперлупа» Илон Маск выложил в открытый доступ, чем спровоцировал интерес к данной технологии во многих странах мира. Так, о планах по строительству таких вакуумных скоростных магистралей уже объявили Великобритания, Швеция, Испания, Польша, Индия и Саудовская Аравия.

Строительство тестового участка «Гиперлупа» протяженностью 10 километров между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско началось в 2016 году, а первое тестирование капсулы состоялось уже в начале 2017 года. Правда, в ходе тестов выяснилось, что капсулы поезда могут переворачиваться внутри тоннеля и даже крутиться вокруг своей оси во время движения. Кроме того, оказалось, что поддерживать вакуум в тоннелях довольно проблематично.

В итоге создатели «Гиперлупа» решили, что для перевозки пассажиров такой вид транспорта пока может быть слишком опасным, зато он хорошо подойдет для транспортировки грузов. При этом реализовать данный проект решили сразу несколько компаний, среди которых основанная Маском Hyperloop One, Hyperloop TransportationTechnologies (НТТ) и принадлежащая миллиардеру Ричарду Брэнсону Virgin Hyperloop One.

Украина заявила о желании создать свой «Гиперлуп» в 2019 году под брендом HypeUa. В его проектировании и строительстве были задействованы Укроборонпром, Украинский институт будущего и собственно Мининфраструктуры и КБ «Южное». Страна планировала провести первые испытания и уже после этого провести переговоры с Илоном Маском о совместной реализации проекта.

В Незалежной инициатором строительства этой необычной вакуумной дороги стал бывший министр инфраструктуры Владимир Омелян, так как в тот период в стране как раз раздумывали о создании скоростной ж/д линии между Киевом и Одессой. При этом выяснилось, что строительство «Гиперлупа» обойдется дешевле, чем строительство железной дороги, а время «чудо-поезда» в пути составит всего 35 минут, тогда как сейчас длительность поездки из одного города в другой составляет минимум 7 часов.

Первые чертежи украинского «Гиперлупа» НААН «Перспективы развития транспорта пятого поколения в Украине» опубликовало в феврале 2020 года. В релизе было сказано, что Незалежная действительно имеет технические возможности для того, чтобы реализовать данный проект. Впрочем, в представленном проекте имелись и существенные недостатки, на которые сразу обратили внимание представители СМИ. В частности, речь шла о том, что в таком поезде не был предусмотрен туалет, а ехать и вовсе пришлось бы только в положении лежа.

На Украине было принято решение приостановить создание «Гиперлупа», однако теперь, судя по всему, за этот проект решили взяться вновь. Стоит отметить, что и другие государства все еще не отказываются от этого проекта. Например, во Франции в конце 2019 года завершилось строительство испытательного полигона, а в Германии с помощью «Гиперлупа» с 2018 года начали доставлять грузы в порт Гамбург.

Источник фото: twitter.com

Автор материала: Юлия Короткова