Украинский завод пытается перекрыть конкурентам из Китая дорогу в метрополитен Харькова

20 сентября, 6:50

Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ) пытается опротестовать решение Харьковского метрополитена, который выбрал китайскую компанию CRRC Tangshan в качестве основного поставщика новых вагонов для подземки.

Стоит отметить, что и КВСЗ, и CRRC Tangshan принимали участие в тендере на производство поездов и дошли до финального этапа. При этом победителем была признана китайская фирма, так как она предложенная ими стоимость вагонов оказалась на 1 миллион евро меньше, чем у их украинских конкурентов – 43,9 млн евро против 44,9 млн евро.

Тем не менее, представители Крюковского вагоностроительного завода с таким решением категорически не согласны и намерены его оспорить. Их главным аргументом является то, что при вынесении окончательного решения тендерный комитет руководствовался исключительно ценой самих поездов. Однако, как подчеркивают в КВСЗ, нужно было оценивать стоимость проектов в целом с учетом обслуживания, доставки и даже сопутствующих налоговых поступлений.

Например, только за доставку, таможенные сборы и страховку новых китайских вагонов Харькову придется дополнительно заплатить примерно 10 млн евро. В то же время, если бы метрополитен заказал поезда у Крюковского завода, городу, наоборот, удалось бы заработать не менее 10 млн евро за счет налогов и сборов, которые поступили бы в бюджет от различных украинских компаний, которые бы также приняли частичное участие в производстве.

С просьбой пересмотреть итоги тендера КВСЗ обратился в профильные министерства, к премьер-министру Денису Шмыгалю, а также в  Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), который и спонсирует покупку вагонов.

Правда, в банке уже ответили, что претензий к Харьковскому метрополитену не имеют, так как тендер был проведен в соответствии с объявленными условиями. При этом в ЕИБ подчеркнули, что они в принципе могут оценивать только выполнение условий финансирования, и с этим проблем не возникло.

Стоит отметить, что это уже не первый кредит, который Европейский инвестиционный банк предоставляет Украине на развитие инфраструктуры, в том числе транспортной. Всего Незалежная получила от ЕИБ 6,45 млрд евро.

Банк одобрил итоги проведенного Харьковским метрополитеном аукциона и отметил, что предложение китайской стороны действительно было более выгодным, так как дешевле стоили не только сами поезда, но и комплектующие для них, которые наверняка придется закупать для ремонта и обслуживания.

Однако в КВСЗ считают, что метрополитен специально переписал условия тендера уже после проведения конкурса, поставив главным условием именно стоимость самих вагонов. При этом представители Крюковского завода убеждены, что оценивать нужно выгоду от сделки в целом, причем не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе, и именно выбор “наиболее экономически выгодного предложения” и был изначально главным условием тендера.

В свою очередь премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, в отличие от ЕИБ, к претензиям Крюковского завода отнесся весьма серьезно и даже поручил создать специальную комиссию для проверки результатов тендера.

Стоит отметить, что согласно условиям конкурса, выбранный производитель должен в течение 35 месяцев передать Харькову восемь новых поездов метро длиной около 96 метров со сквозным проходом без перегородок  между вагонами.

Бывший заместитель министра инфраструктуры Украины, глава киевского Центра политического и экономического анализа Александр Кава считает, что оба производителя – и И КВСЗ, и CRRC Tangshan – вполне могут справиться с заказом.

Он отмечает, что преимуществом китайской компании в данном случае является то, что ранее она уже поставляла поезда в другие страны, среди которых Турция, Иран, Индия, Аргентина и Саудовская Аравия. Также CRRC Tangshan выпускала электрички для Казахстана, Белоруссии и Туркменистана.

В свою очередь представители Крюковского завода утверждают, что как раз с поездами для метро у производителя из КНР уже случались проблемы. Так, в 2018 году Филиппины вернули компании 48 поездов, требуя возврата денег. В 2020 году метрополитен Бостона был вынужден снять с эксплуатации все вагоны производства CRRC Tangshan из-за проблем с безопасностью.

Как считает Александр Кава, в таких обстоятельствах все будет зависеть от того, насколько тщательно Харьковский метрополитен пропишет техническое задание для китайского производителя. Очевидно, что специалисты Крюковского вагоностроительного завода гораздо лучше знакомы с украинскими реалиями и знают, например, о том, что рельсы в подземке Харькова и вся инфраструктура находятся далеко не в самом лучшем состоянии.

В то же время руководитель Всеукраинского центра реформ транспортной инфраструктуры (ВЦРТИ) Владимир Наумов предполагает, что проблемы с китайскими поездами метро могут возникнуть после того, как закончится срок их гарантийного обслуживания. По его словам, пока составы находятся на гарантии, и КВСЗ, и CRRC Tangshan обслуживали бы их примерно одинаково.

Однако когда этот период закончится, метрополитену придется самостоятельно закупать детали в Китае, а также ремонтировать его у китайских специалистов. При этом платить за все придется валютой, стоимость которой регулярно растет. Конечно, Харьков и сам может подготовить специалистов по ремонту, но их все равно придется отправить в Китай на обучение. В то же время с Крюковским вагоностроительным заводом подобных проблем бы просто не возникло.

Источник фото: wikipedia.org

Автор материала: Антон Громов