«Укрзализныцю» заподозрили в сговоре с российскими поставщиками

23 июня, 4:34

Компания «Укрзализныця» (УЗ) объявила очередной тендер на покупку моторных масел. Журналисты интернет-издания Vesti.ua уверены, что ж/д перевозчик нечестно ведет отбор компаний, которые будут участвовать в аукционе, и в целом действуют в угоду российским, а не украинским производителям.

В марте 2020 года «Укрзализныця» объявила о планах приобрести моторные масла на сумму 260 миллионов гривен. По мнению автора статьи, такое решение является крайне недальновидным, так как в настоящее время цены на нефть на мировом рынке падают, а значит, стоит рассчитывать, что упадет и стоимость масел и смазочных материалов. Более того, в настоящее время на складах компании хранится запас моторных масел, которых хватит минимум на полгода, так что никакой срочной необходимости в их закупке сейчас нет.

Вопросы у журналистов Vesti.ua возникли и в связи с тем, что тендерный комитет УЗ по очень формальным причинам не допустил к участию в торгах компании «Торум» и «Мироил», которые являются представителями двух крупнейших украинских заводов-производителей масел. Кроме того, ранее они уже поставляли материалы для «Укрзализныци» и за много лет доказали, что их масла отличаются хорошим качеством и адекватными ценами, а сами поставки осуществляются вовремя и без сбоев.

Также УЗ не разрешила участвовать в аукционе еще трем компаниям-поставщикам моторных масел. В итоге до торгов дошли только две компании: «Хил-Корпорейшн Юкрейн», расположенная в Казахстане, и «Корнет Холдинг», за которой якобы стоят российские олигархи.

Заметим, что по итогам 2019 года стало известно, что из всех государственных компаний Украины именно «Укрзализныця» наиболее часто приобретает топливные материалы. Главный поставщик дизельного топлива для УЗ – это компания Wexler Group, которую обвиняют в связях с «Роснефтью».

Тем не менее, на данный момент Wexler Group диверсифицировала источники поступления топлива и включила в этот список Мозырский НПЗ. Однако нефть на этот белорусский нефтеперерабатывающий завод все равно поступает преимущественно из России. Кроме того, «Роснефти» принадлежит 21% акций Мозырского НПЗ.

Соответственно, Wexler Group долгое время поставляла на Украину, в том числе для «Укрзализныци», именно российское топливо. В 2019 году компания стала вторым по значимости поставщиком Украинской железной дороги, передав ей примерно 85 000 тонн горючего на сумму 2 260 000 000 гривен.

Еще одна украинская компания, которая также активно поставляет топливо в страну, и в первую очередь речь идет про сжиженный газ – это Glusco, которая напрямую сотрудничает с «Роснефтью».

В 2019 году Glusco начала открыто участвовать в тендерных торгах «Укрзализныци» и стала одним из пяти главных поставщиков ж/д перевозчика. Так, только в прошлом году Glusco подписала с УЗ контракт на поставку 20 000 тонн дизельного топлива на 492 100 000 гривен.

Кроме того, компании Glusco принадлежит сеть заправок на Украине, которые ранее находились в собственности у «Роснефти». Таким образом, как отмечает автор материала, компании Glusco и Wexler связаны не только с «Роснефтью», но и между собой. Помимо этого, недавно к ним присоединился поставщик смазочных материалов «Корнет Холдинг», которые поставляет УЗ продукцию компании «Евро Ойл Продакшн», которая также закупается у российского предприятия. В итоге все это означает, что «Роснефть» через местные предприятия по-прежнему занимает значительную долю украинского рынка и даже держит его под контролем.

Источник фото: twitter.com

Автор материала: Юлия Короткова