Важнейший морской порт Севастополя потерял былую славу и оказался на грани банкротства

Глубоководный Морской порт города-героя Севастополь оказался на грани банкротства. Для «оптимизации» затрат уже уволено около 50 человек из всего работающих там 700 работников. Неделю назад власти Севастополя выделили на поддержание порта 54 миллиона рублей, которые пойдут на выплату заработных плат, коммунальные расходы, ремонт техники и другие нужды порта. Всего предприятие задолжало своим кредиторам почти 80 млн. рублей.

Помимо коллектива рабочих порта, сам Севастополь находится в сложном положении: предприятие всегда было основной экономической опорой города, и от его дальнейшей судьбы зависит развитие всего региона.

До 2014 года, когда Крым стал частью России, Севастопольский морской порт обрабатывал около 5 млн. тонн грузов в год. После ряда санкций, поток грузов резко сократился, на базе нескольких бывших украинских предприятий морской отрасли и была создана компания «Севастопольский морской порт».

В тот памятный год воссоединения Крыма и России, порт смог обработать лишь 45 тысяч тонн грузов, далее пошло по нарастающей. В 2015-м году было уже почти 325 тысяч тонн, в 2016-м грузооборот составил 680 тыс. тонн, в 2017-м почти 750 тонн грузов. На экспорт из России шел металлолом и зерно, обратно порт принимал сухие строительные смеси.

Больше всего грузов шло из Сирии и Турции, но не всегда официально. Турция все-таки не Сирия, которой плевать на антироссийские санкции, и турецкие компании старались не афишировать свое сотрудничество, как с самой Россией, так и с «санкционным» портом Севастополя.

Источник фото: sevastopolmedia.ru

Но санкции свое дело сделали: уже в 2018-м году грузооборот порта составил меньше 180 тысяч тонн, а за первое полугодие текущего года и вовсе, не перевалил отметку в 25 тыс. тонн. Помимо обработки грузов, Севастопольский порт зарабатывает на сдаче в аренду своих площадей, зданий и причалов. Перевозку людей с одной части Севастополя в другую можно не считать – эта статья субсидируется городом и приносит копейки.

Команда бывшего губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова и его заместителя Ильи Пономарева беззастенчиво грабила морской порт, имущество распродавалось и распиливалось на металл, за аренду портового хозяйства или стоянку судна платили… 1 рубль.

Сколько шло в карманы этой ОПГ (как назвал их «народный мэр» Алексей Чалый) остается только гадать. После снятия Овсянникова, новые руководители города пытаются спасти предприятие, но без помощи федерального центра им это вряд ли удастся.

«Нужна долгосрочная стратегия работы и развития порта, на данный момент на предприятии ведется аудит всего имущества», — рассказала чиновница из администрации города Мария Литовко, которая отвечает за экономику.

А вот один из бывших руководителей порта, который не рискнул назвать свое имя (влияние банды Овсянникова еще велико в городе), назвал два пути для спасения предприятия. Первый: государство должно взять Севастопольский морской порт под свою опеку и переориентировать его на доставку грузов в Сирию туда-обратно. Можно передать СМП в структуру Росморпути, которая и будет его содержать до лучших, «постсанкционных» времен.

Есть еще вариант: на время, пока санкции и тому подобное, законсервировать работу порта. Но есть проблема: куда трудоустраивать почти 700 сотрудников коллектива порта? В администрации Севастополя пообещали, что «стратегия по оздоровлению морского порта будет представлена до конца текущего года».


Источник заглавного фото: pixabay.com