Внутри украинского авиастроения разразился конфликт

Украинское государственное предприятие «Антонов» после 2014 года пришло в серьезный упадок и долго не могло восстановиться. В 2018 году завод возглавил Александр Донец, который наконец-то смог сдвинуть ситуацию с мертвой точки, и у «Антонова» появились перспективы развития. Однако государственный концерн Укроборонпром, частью которого является предприятие, неожиданно принял решение уволить Донца.

Последний самолет Ан-158, предназначенный для кубинской авиакомпании Cubana de Aviacion, ГП «Антонов» выпустил еще в середине 2015 года. После этого серийное производство летательных аппаратов в Незалежной фактически было прекращено.

Киев последние пять лет регулярно говорит о том, что Украина является одной из немногих стран, которые могут создавать самолеты от и до. Вот только проблема состоит в том, что хотя такие возможности у Незалежной действительно есть, производством авиамашин она уже долгое время фактически не занимается. При этом «Антонов» теперь живет в основном за счет прибыли, получаемой от грузоперевозок, осуществляемых с помощью крупнейших в мире транспортных самолетов Ан-124 Руслан и Ан-225 Мрия.

Разумеется, каждый год власти сообщали о масштабных планах в сфере авиастроения, в числе которых было создание совместного производства с Азербайджаном и Саудовской Аравией, а также достройка второго Ан-225. Однако все эти обещания так и не были воплощены в жизнь.

Стоит отметить, что разработанный совместно с Саудовской Аравией транспортный самолет Ан-132D в 2017 году даже начал проходить испытания. Но в итоге Эр-Рияд отказался от реализации данного проекта, так как главный заказчик решил, что ему нужен летательный аппарат другого типа.

Напомним, что с 2005 по 2015 году ГП «Антонов» возглавлял легендарный конструктор Дмитрий Кива. После его увольнения предприятием поочередно управляли несколько руководителей – Сергей Меренков, Михаил Гвоздев, Александр Коцюба, Александр Кривоконь, – которые сменялись один за другим, но так и не смогли реализовать каких-то значимых проектов. В мае 2018 года во главе «Антонова» оказался Александр Донец, который наконец-то смог сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

Как известно, долгие годы Украина строила самолеты совместно с партнерами из России. После смены власти в Незалежной в 2014 году эти связи были разорваны, и «Антонов» был вынужден искать собственный путь развития. Кроме того, необходимо было найти замену комплектующим, которые ранее производились в РФ. Однако за прошедшие годы Украина не слишком далеко продвинулась в данном вопросе.

Тем не менее, в 2019 году предприятие Спецтехноэкспорт, которое также входит в состав госконцерна Укроборонпром, подписало договор с Национальной полицией Перу на поставку самолета Ан-178, сборкой которого сейчас занимается «Антонов». Кроме того, Министерство обороны и Министерство внутренних дел Украины впервые за долгие годы объявили о закупке отечественных самолетов. Предполагается, что такой шаг должен продемонстрировать иностранным заказчикам надежность украинских летательных аппаратов.

Летом 2019 года у концерна Укроборонпром, в состав которого входит более 100 предприятий, сменилось руководство, и его возглавил Айварас Абромавичюс, который ранее, с 2014 по 2016 год, управлял Министерством экономического развития и торговли Украины. Его команда начала решила провести серьезные изменения в оборонной отрасли. В частности, стало известно, что сам концерн Укроборонпром будет ликвидирован.

Кроме того, команда Абромавичюса провела проверку ряда предприятий, в числе которых оказался и «Антонов». Несмотря на то, что завод за последние два года добился значительного улучшения финансовых показателей, а самолеты предприятия хорошо показали себя во время эпидемии коронавируса, было принято решение снять с должности руководителя предприятия Александра Донца. Несмотря на протесты со стороны трудового коллектива, который хотел, чтобы Донец остался, новым директором «Антонова» стал Александр Лось.

Источник фото: twitter.com

Автор материала: Антон Громов