ВТО встала на сторону России в споре с Украиной
Орган по разрешению споров (ОРС) Всемирной торговой организации (ВТО) вынес решение в пользу России в споре с Украиной по вопросу поставки железнодорожной техники.
Напомним, еще в 2013 году РФ ввела запрет на импорт вагонов и локомотивов, а также железнодорожных комплектующих из Незалежной. Это было связано с низким качеством техники, из-за чего на железной дороге создавалась угроза безопасности во время эксплуатации вагонов и локомотивов из Украины.
В 2008-2012 годах вагоны украинского производства неоднократно сходили с рельс из-за низкого качества деталей. В итоге владельцы вынуждены были снимать такие поезда с рейсов и проводить долгосрочный ремонт. А это, в свою очередь, оборачивалось для них серьезными убытками.
Так, в 2012 году предприятие «Азовмаш» было вынуждено вывести из эксплуатации 4,5 тысячи вагонов именно из-за некачественных комплектующих. В том же году на Восточно-Сибирской линии один из грузовых вагонов сошел с рельсов из-за излома боковой рамы. При этом в 2011 году в Казахстане по той же самой причине с рельсов сошли сразу 24 вагона.
Поначалу российские предприятия и ведомства пытались вести переговоры с украинскими поставщиками, чтобы решить возникшие проблемы. Однако это не привело к повышению качества поставляемой техники.
В итоге Россия решила ввести ограничение на импорт вагонов и локомотивов, а также ж/д комплектующих из Незалежной. Под запрет попала продукция крупнейших предприятий Украины, таких как Харьковский машиностроительный завод, Крюковский вагоностроительный завод, предприятие «Азовзагальмаш»ё и Днепропетровский завод стрелочных переводов.
В Киеве посчитали такое решение несправедливым и в 2015 году подали иск на РФ в ВТО. В итоге Всемирная торговая организация в данном вопросе встала на сторону России и посчитала ее запрет обоснованным. Более того, поданная апелляция также не помогла Украине, так как комиссия по разрешению споров в очередной раз не нашла нарушений в решении РФ.
Как рассказал вице-президент Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) Владимир Матюшин, в настоящее время российские предприятия практически полностью обеспечивают потребности страны в ж/д технике. Так что даже если бы ВТО все-таки сняла запрет, украинская продукция вряд ли пользовалась бы большим спросом на российском рынке. Матюшин отметил, что на железных дорогах РФ до сих пор используют старую украинскую технику, в основном это магистральные тепловозы, но в новых поставках потребности нет.
Отметим, что для украинских вагоностроительных предприятий именно Россия всегда была основным рынком сбыта. Только в 2013 году в РФ было ввезено вагонов из Украины на 1 млрд долларов. Таким образом, очевидно, что производители Незалежной понесли огромные потери, а найти другие рынки сбыта им будет крайне непросто.
Источник фото: twitter.com
Автор материала: Юлия Короткова