Выбрав независимость, Латвия не смогла сохранить оставшееся от СССР наследие

Во времена существования СССР на территории Латвии работало несколько крупнейших в стране заводов, которые снабжали своей продукцией практически все союзные республики. Однако после развала Советского Союза большинство этих предприятий не смогли долго просуществовать в прежнем формате и в итоге практически прекратили свою деятельность.

Первым среди таких предприятий стоит отметить Рижский государственный электротехнический завод («ВЭФ»). Здесь выпускали очень широкий перечень товаров — от бытовой техники до транспорта. Это, например, были магнитолы, телефоны, радиоприемники, фотоаппараты, мотоциклы и даже вездеходы. На «ВЭФ» было занято около 20 тысяч человек, а прибыль завода составляла до 580 млн долларов в год. Тогда это было по всем меркам очень современное и продвинутое предприятие.

Однако после обретения Латвией независимости, оказалось, что для самой страны завод слишком громоздкий и производит очень много товаров, а прежний масштабный рынок сбыта был утерян. Более того, многие прежние латвийские партнеры начали закупать аналогичную продукцию за границей, среди таких, например, оказалась национальная телекоммуникационная компания Lattelecom. В сложившейся ситуации власти страны фактически не предприняли никаких усилий для того, чтобы сохранить «ВЭФ».

В итоге уже через два года штат рабочих завода сократился примерно на две трети. Более того, предприятие накопило огромные долги по зарплате перед сотрудниками, ведь работать в новых рыночных условиях руководители завода просто не умели.

Рижский вагоностроительный завод (РВЗ) был единственным предприятием в СССР, которое занималось производством железнодорожных поездов. Созданные здесь электрички до сих пор курсируют по маршрутам в постсоветских странах. В середине 1980-х годов предприятие даже наладило выпуск первых скоростных электропоездов.

Однако после развала Советского Союза РВЗ тоже оказался заброшен властями, а для самостоятельного выживания у него не было навыков и достаточного количества финансовых средств. Сказалось на судьбе завода и то, что Россия, которая всегда была его крупнейшим покупателем, наладила собственное производство электричек.

Источник фото: blogspot.com

Таким образом, уже в 1990-х Рижский вагоностроительный завод серьезно сократил свою деятельность и занимался в основном только ремонтом электропоездов. Штат предприятия сократился до 120, а потом и до 96 человек, а вот убытки и долги РВЗ только росли. В итоге в 2017 году руководство завода начало процедуру банкротства.

В свою очередь Рижский электромашиностроительный завод (РЭЗ) не только поставлял электронику, но и занимался выпуском другой продукции, в первую очередь стиральных машин. Всего на предприятии было собрано 12 млн стиральных машинок.

В 1990-х годах завод тоже оказался в сложном положении и был вынужден закрыть часть производств, уволить многих рабочих. Впрочем, благодаря этим и другим предпринятым мерам РЭЗ все-таки сумел выжить.

В настоящее время завод занимается производством двигателей и электроприводов для электробусов, самосвалов, троллейбусов и вагонов метрополитена. Правда, около 80% своей продукции РЭЗ по-прежнему продает в Россию, а оставшиеся 20% — в Белоруссию, Украину, Польшу и Швецию. Более того, стоит отметить, что еще в 2006 году большой пакет акций предприятия приобрел российский «ЭДС-Холдинг».

Рижский автобусный завод (РАФ) поставлял свои микроавтобусы почти во все страны и города СССР, так что знаменитые «рафики» хорошо знакомы каждому выходцу из Советского Союза.

Однако выжить в независимой Латвии предприятие так и не смогло. В середине 1990-х руководство завода начало переговоры с российским предприятием ГАЗ, чтобы получить возможность самостоятельно производить их ГАЗели. Вот только латвийские власти выступили категорически против этой идеи и запретили сотрудничество. В результате РАФ прекратил работу и в 1998 году объявил о банкротстве.

Стоит отметить, что в 2018 году в Латвии заговорили о планах вновь наладить производство микроавтобусов. Для этих целей даже было создано новое предприятие «Rīgas Autobusu Fabrika, RAF». Однако, судя по всему, новый РАФ будет иметь мало общего с прежним заводом, а для его нужд под Ригой планируют построить экспериментальный цех, где и будут конструировать и собирать машины.


Источник заглавной фотографии: youtube.com