«Загнивающая» морская гавань: древнейший порт Украины больше никому не нужен

Белгород-Днестровский морской торговый порт, вероятно, является одним из самых древних на Украине, так как был основан еще примерно в IV веке до нашей эры. С тех пор он неоднократно то уходил в забвение, то вновь возрождался.

Началом его процветания можно считать 1838 год, когда по указу императора Николая I было принято решение открыть здесь в составе Российской империи пароходную переправу, которая должна была облегчить доставку хлеба и соли в Одессу.

Затем новый виток развития порта случился уже в советский период. В 1966 году был открыт портовый пункт Белгород-Днестровский Ильичевского морского порта, который позднее перешел в подчинение Бугазскому морскому порту.

Порт был полностью реконструирован и уже в 1971 году начал принимать первые иностранные суда. Из-за небольшой глубины гавани, заходить сюда могли только малотоннажные корабли — именно на них и стал специализироваться Белгород-Днестровский порт.

В 1980 году он поставил рекорд, обработав 2,7  миллиона тонн грузов. При этом в основном через эту гавань стали переправлять добываемый на Украине лес. Во времена СССР для этого к порту даже специально проложили железнодорожную ветку.

В советские времена порт постоянно модернизировали, здесь построили девять причалов, оборудовали складские помещения площадью около 100 тысяч метров, приобрели современные средства механизированной погрузки, а также установили высокопроизводительные портальные краны класса «Альбатрос».

Источник фото: uspa.gov.ua

После развала СССР  Белгород-Днестровский порт начал переживать не лучшие времена. Из-за сложной экономической ситуации в 90-е годы грузооборот гавани упал до одного  миллиона тонн и с тех пор уже практически не повышался. Усугубляло ситуацию то, что данное предприятие специализировалось на обработке леса, а вот другие грузы через этот порт практически не перевозились.

После государственного переворота в 2014 году и последовавшего за этим ухудшения состояния украинской экономики, порт и вовсе оказался в критической ситуации. В 2015 году власти в попытке хоть как-то сохранить предприятие передали его в руки частного инвестора — компании ООО «КД-Транс», владельцем которой является депутат Верховной рады Борис Козырь.

Однако в течение последующих двух лет новый владелец так и не смог улучшить положение порта. В первую очередь это было связано с тем, что к тому моменту максимальная осадка  судов, которые мог принимать порт, составляла всего 3 метра. Это случилось из-за того, что в предыдущие 15 лет практически не проводились работы по углублению дна гавани.

Еще больше усугубил положение Белгород-Днестровского порта тот факт, что в 2017 году правительство Украины ввело мораторий на вывоз леса из страны. Таким образом, предприятие просто лишилось возможности заниматься обработкой своих основных грузов. В итоге с каждым годом порт лишь продолжает снижать грузооборот, и в 2018 году этот показатель составил всего 235,45 тысячи тонн, что на 33,2% меньше, чем в 2017 году.

В сложившейся ситуации единственным выходом для  Белгород-Днестровского порта могла бы стать смена специализации. Гавань могла бы нарастить объемы работы, если бы начала заниматься не только лесом, но и другими грузами. Однако для этого необходимо провести дноуглубительные работы, на которые у самого предприятия денег просто нет. Частные инвесторы также не торопятся вкладываться в «загнивающий» порт.

Не намерены оказывать порту финансовую поддержку и власти Украины. Более того, Киев рассчитывает в ближайшее время избавится от  Белгород-Днестровского порта, пустив его с молотка в рамках масштабной приватизации, которая проходит сейчас в Незалежной.

Загрузка...


‡агрузка...