Железная дорога в обход РФ: Азербайджан, Грузия и Турция идут в Европу, «не спросив разрешения» у России

22 февраля, 7:48

После десятилетнего долгостроя проект Азербайджана, Грузии и Турции по постройки ж/д полотна Баку-Тбилиси-Карс (БТК) наконец-то сдается в эксплуатацию. Сообщается, что официальное открытие дороги состоится 30 октября, а в мероприятии примут участие все три главы государств-участников.

Известно, что БТК представляет собой ж/д колею в 826 км с выходом на Европу и Юго-Восточную Азию и годовой пропускной способностью в миллион пассажиров и свыше шести миллионов тонн груза. Как сообщается, уже заказаны 30 специальных поездов с сопутствующей инфраструктурой. Причем государства-участники проекта возлагают большие ожидания на привлечение грузопотоков из Китая и Центральной Азии с помощью Каспийского моря. (Якобы такая транспортировка грузов будет выгоднее и дешевле чем через Россию).  Только вот российскую сторону до запуска этого проекта о подобных планах никто в известность не ставил, несмотря на то, что дорогу строили как альтернативу Транссибирской магистрали. При этом совершенно очевидно, что с реализацией этого проекта Азербайджан планирует стать еще более значимым государством в регионе, используя территориальное расположение, запасы ресурсов, а также расширив энергетические.

Дополнительно страны БТК отмечают, что проект носит исключительно экономический, но никак не политический характер. Однако специалисты находят проект некой платформой для снятия российской зависимости и для стратегического сотрудничества трех стран. Однако, например, та же Армения, не принятая в проект, опасается по поводу и конфликтных целей проекта, ведь как известно, транспортные коммуникации играют в них немалую роль. Между тем эксперты не верят в то, что это ж/д полотно будет вообще загружено хотя бы на 50%: максимум, азербайджанская нефть и другие ресурсы республики пойдут в Европу и Турцию. В связи с чем вряд ли произойдет революция, и путь станет рентабельным. Ведь известно, что те же самые китайские грузы традиционно идут в Европу через Россию, а процесс их переориентировки не такой простой.

При этом страны Центральной Азии для решения на новое сотрудничество нуждаются в гарантированных и долгосрочных контрактах, которыми должен подкрепляться их интерес. В том числе, роль играет и реверсивность грузопотока, которая есть в российском направлении, а для ее наработки нужны годы. Как бы то ни было, Турция и Азербайджан не так много потеряют от простоя дороги, а вот Грузия, как известно, строила ее в кредит (775 миллионов долларов сроком на 25 лет), выделенный Азербайджаном. А это далеко не маленькая сумма для такой бедной страны. Поэтому, если не будет дохода от транзита, она легко их не отдаст.

Накаляют обстановку недовольства местных жителей: при постройке БТК в армянском анклаве Грузии — регионе Самцхе-Джавахети – в ход работ не задействовали местных армян (по национальному признаку), из-за чего им вряд ли позволят и обслуживать инфраструктуру. Кроме того, не всем крестьянам выдали компенсацию за земельные участки, по которым прошла дорога, блокировав к тому же выходы скота на пастбища.

Таким образом, если убрать все «фанфары» вокруг этого проекта, становятся видны его подводные камни, которые так или иначе не способствуют быстрому успеху. Однако в целом специалисты говорят о том, что БТК всё-таки может когда-нибудь иметь удовлетворительный грузопоток, но для этого придется долго и изнурительно бороться, особенно за китайский транзит.