«Битва» за Керченский мост: почему «Стройка века» не далась ни Гитлеру, ни Сталину

21 февраля, 2:39

Один из самых перспективных проектов России на Крымском полуострове – строительство моста через Керченский пролив – до сих пор неоднозначно встречает украинская сторона. Местные эксперты в качестве аргумента против этой «Стройки века» называли ее ненадёжность: якобы идея этой переправы не новая, и ее не смогли реализовать ни Гитлер, ни Сталин, поэтому не получится сделать на этот раз это и российскому руководству.

Действительно, еще во второй половине XIX века англичанам пришла идея постройки ж/д полотна через Крым в Азию-Индию и Дели, однако реализовать ее так и не получилось из-за отсутствия необходимых средств и нестабильной политической ситуации. Пока англичане раздумывали, русские присоединили Туркестан к империи, остановившись в Куше, поэтому стороны стояли на пороге войны, которую удалось всё-таки избежать. Тогда англичане собрались сделать дорогу через Кавказские годы, предоставив в 1901 году готовый проект, однако «Стройку века» всё-таки пришлось отложись, так как не хватило средств для ее реализации.

Известно, что эта идея в дальнейшем пришлась по вкусу уже Николаю II, но его планам тоже не удалось воплотиться в реальность из-за войны. Потом к проекту российская сторона всё-таки решила вернуться, однако это было уже во времена индустриализации Красной России.

Именно в этом время Сталин хотел не только построить переправу к полуострову, но и модернизировать ж/д на юге страны. Проект создавался в кратчайшие сроки, однако для его реализации не нашлось необходимых технологий и стали для разработки конструкций. Тогда всё это было решено закупить у Германии, с которой отношения якобы более-менее стабилизировались. Только, как известно сейчас, в этот момент Гитлер имел по этому поводу свои цели: он хотел изготовить конструкции, однако собирался в дальнейшем строить на полуострове свой мост, по которому будет перебрасывать вооружение для похода в Индию. Однако и гитлеровцы не продвинулись в «Стройке века». Известно, что когда они захватили полуостров, туда оперативно были доставлены необходимые конструкции. Немецкие инженеры в 1943 году стали осуществлять первые работы по возведению переправы. Так была возведена ветка от станции Крымская до косы Чушка, а после этого начались работы по строительству подходов у поселка Жуковка. Бытует мнение, что Сталин знал о планах Гитлера, однако отказался бомбить склады с конструкциями, поскольку надеялся сам завершить Крымский мост. Как известно, немцы так и не смогли завершить проект. Свернуть «Стройку века» пришлось в момент наступления Красной армии. Все металлоконструкции при отступлении немцами было брошены, а красноармейцы еще какое-то время находили оставленные ими в разных местах отдельные сваи и балки.

В итоге уже в январе 1944 года было принято решение о постройке временного моста, который планировалось укрепить в будущем. Около трех месяцев ушло на постройку опор разводных пролетов, плюс еще два месяца на дополнительные работы по возведению переправы первой очереди. В ноябре этого же года из Республик на Таманский полуостров отправился первый поезд. По словам комиссии, которая приняла данный мост, рабочие вышли на рекорд, строя в день по 30 метров будущей переправы. Однако в момент начала работ над второй очередью моста произошла катастрофа.

Известно, что стройку нужно было продолжать в скором темпе, чтобы защитить переправу от дрейфующих льдов Азовского моря. Но зимой фронт двинулся на запад, оставив пролив в тылу, и тогда начались зимние штормы. Всё это привело к тому, что эстакада переправы покрывалась льдом, стройка затруднилась из-за непогоды и сильного ветра. В такой обстановке строители успели сделать только пять ледорезов, когда в феврале льды Азова из-за сильного шторма двинулись на неукрепленную Крымскую переправу. Тут уже попытки рабочих взорвать льдины шашками не увенчались успехом, и к 20 февраля 1945 года 15 промежуточных пролетов переправы упали в море.

После этой катастрофы, как известно, не раз поговаривали о судьбе этого моста, раздумывали о постройке нового или временного. Однако именно после возврата полуострова к России в 2014 году появилась возможность уже при современных технологиях, учитывая предыдущий опыт, создать новый проект Крымского моста, который сейчас успешно реализуется. Известно, что в 2018 году уже обещают открыть автомобильную часть будущей переправы, которая наконец соединит полуостров с материковой частью России.