Брошенные и разоренные: десять крупнейших украинских заводов, которым пришел конец
После развала Советского Союза Украине, можно сказать, повезло, ведь на ее территории на тот момент было сосредоточено несколько десятков крупных промышленных предприятий, которые могли выпускать продукцию в самых разных сферах и обеспечивать стране благополучную жизнь. Однако сохранить советское наследие Киев, к сожалению, не смог. Поэтому сейчас, 27 лет спустя, большинство заводов либо уже закрылись, либо оказались на грани банкротства.
При этом ситуация радикально ухудшилась после 2014 года, когда Украина разорвала отношения с Россией и фактически потеряла основной рынок сбыта. Наиболее ярким примером состояния современной украинской промышленности стали десять предприятий, которые в былые времена были настоящими флагманами в своих отраслях.
Государственный авиационный завод «Антонов» в прошлом был единственным предприятием Украины, которое занималось полным циклом создания самолетов. Причем свои ведущие позиции в этой сфере завод сохранял до 2014 года.
Так, в 2010 году на предприятии было собрано четыре самолета, а в 2011 году – уже девять авиамашин серии Ан-148, Ан-158 и Ан-32. «Антонов» активно наращивал производство и увеличивал прибыль. Правда, тут важно отметить, что сами самолеты строились на российские деньги, а после прихода новой украинской власти такая возможность, разумеется, исчезла.
Еще одна серьезная проблема «Антонова» заключается в том, что часть комплектующих для самолетов «Ан» выпускают российские предприятия. В связи с этим сейчас завод не только не может выпускать новые машины, но и полноценно обслуживать старые. Все это привело к тому, что концерн «Антонов» перестал быть самостоятельным и формально стал частью «Укроборонпрома». Однако в его составе предприятие пока не сообщает о каких-либо успехах в производстве новых самолетов.
После развала СССР остались на Украине и 11 крупных судостроительных предприятий мирового класса, одним из которых являлся Николаевский судостроительный завод, на котором когда-то был построен флагман Черноморского флота ВМФ РФ ракетный крейсер «Москва». Однако большинство этих предприятий оказались разрушены за минувшие годы.
В частности, в последние 10 лет Николаевский судостроительный завод фактически не получал заказов, из-за чего оказался на грани уничтожения. Власти Незалежной также не оказывали серьезной финансовой поддержки предприятию. Чтобы хоть как-то оставаться на плаву, после начала войны в Донбассе судостроительный завод, который раньше спускал на воду десятки крупнотоннажных кораблей, начал выпускать печки-буржуйки для нужд ВСУ. Однако надолго этих заказов не хватило, и в итоге осенью 2017 года Николаевский судостроительный завод окончательно прекратил свою работу.
Источник фото: news-front.info
Машиностроительный комплекс «Азовмаш» является одним из крупнейших на Украине и включает «Азовэлектросталь», «Полтавхиммаш», «Мариупольский завод тяжелого машиностроения» и «Мариупольский термический завод». В прошлом этот концерн был одним из крупнейших мировых поставщиков железнодорожных грузовых платформ и вагонов, автоперевозчиков, автотопливозаправщиков, а также металлургического, горнорудного и кранового оборудования.
Однако после «отлучения» от российского рынка у предприятия начались серьезные финансовые проблемы. Так, если в 2012 году «Азовмаш» выпустил 16 тысяч вагонов, то в 2014 году – только 623 вагона. В итоге сейчас машиностроительный комплекс имеет огромные невыплаченные кредиты и долги по зарплате, анадежд на то, что ситуация изменится к лучшему, пока нет.
Одесский припортовый завод является одним из крупнейших украинских предприятий в области химической промышленности. Занимался он в первую очередь перегрузкой химической продукции, которая шла на продажу из России и других стран СНГ на экспорт. Однако дела предприятия становятся хуже с каждым днем. Власти Незалежной потеряли надежду реанимировать завод и попытались продать его в рамках приватизации в руки частных инвесторов. Однако за минувшие три года покупателей для ОПЗ пока так и не нашлось.
Металлургическая отрасль ранее была одной из самых прибыльных для Украины. Сейчас ситуация в этой сфере катастрофическая, так как у предприятий нет заказов, а у властей – денег на модернизацию всей отрасли. В результате одним из первых здесь закрылся Кременчугский сталелитейный завод, который выпускал продукцию в первую очередь для стран СНГ. Кроме того, внутри самой Украины спрос на кременчугскую сталь также сильно упал. Поэтому сейчас сталелитейные заводы на Украине находятся в крайне трудном положении.
Источник фото: ntv.ru
Не лучше ситуация в Незалежной и с автопромом. Так, легендарный производитель легковых автомобилей – Запорожский автомобильный завод – в 2018 году не выпустил ни одной машины. А ведь еще в 2007 году с конвейеров ЗАЗ сошли 280 тысяч автомобилей, а в менее успешном 2008 году – около 50 тысяч «легковушек».
В плачевном состоянии находится и Кременчугский автосборочный завод. Прежде на этом предприятии каждый год собирали более 10 тысяч машин российских марок УАЗ, ГАЗ, ВАЗ, а также различных иномарок, например, SsangYong. Однако уже в 2015 году завод был закрыт.
Те предприятия автопрома Украины, которые еще окончательно не прекратили работу, находятся буквально на грани, так как в Россию украинские автомобили стало ввозить невыгодно из-за введенных пошлин, а в Европе они просто никому не нужны.
Традиционно Украина считается аграрной страной, однако даже это не спасает производителей сельхозтехники от разорения. В частности, предприятие «Львовсельмаш», которое занималось выпуском культиваторов, опрыскивателей, машин для обработки почвы, машин для картофелеводства и другой подобной техники оказалось банкротом.
Закрылся и один из старейших украинских производителей безалкогольных напитков завод «Росинка», располагавшийся в Виннице. Он был признан банкротом еще в 2016 году из-за того, что не смог выплатить долги по кредитам.
Автор материала: Антон Громов