«Мы сами виноваты»: в портах Прибалтики смирились с «убийственным» решением России

17 февраля, 7:44

Представитель правления работающей в порту Лиепаи компании LSEZ SIA Ekers Stividors LP Гатис Светиньш высказал свое мнение о перспективах этого латвийского порта, а также о транзите грузов через Прибалтику в целом. Бизнесмен уверен, что Россия будет и дальше сокращать поток поставок через Латвию, Литву и Эстонию и, в конце концов, практически полностью откажется от них.

Так, только за последние четыре года железнодорожные перевозки в Латвию сократились на 23%, а общий оборот портов – на 16%. В результате народное хозяйство лишилось 132 млн евро. Об этом свидетельствуют данные организации «Балтийская ассоциация — транспорт и логистика».

По словам Гатиса Светиньша, если через прибалтийские порты и сохранятся небольшие объемы транзита из России, то это будут только те грузы, которые самим российским компаниям обрабатывать просто невыгодно, либо у них нет для этого необходимой инфраструктуры. Однако на второй вариант надежды все меньше, так как сейчас на Балтике в РФ строятся новые терминалы, которые должны покрыть практически все потребности отечественных предприятий.

Так, например, в порту Усть-Луга Ленинградской области запланировано строительство зернового терминала мощностью шесть миллионов тонн. Кроме того, здесь же будет построен силосный парк на 300 тысяч тонн. Предполагается, что возможностей этого перевалочного пункта хватит, чтобы с избытком покрыть потребности российских экспортеров зерна через Балтику. Согласно плану, терминал должен быть введен в эксплуатацию уже в 2022 году.

Источник фото: rubaltic.ru

Кроме того, в настоящий момент в Мурманской области, на берегу Кольского залива, идет строительство комплекса «Лавна», предназначенного для перегрузки угля. Как известно, сейчас этот вид топлива РФ перевозит в основном через Рижский и Вентспилсский порты, а также через другие перевалочные пункты Прибалтики. После ввода в эксплуатацию терминала «Лавна», Латвия, Эстония и Литва могут остаться практически без транзита угля.

Как считает один из руководителей LSEZ SIA Ekers Stividors LP Гатис Светиньш, со стороны России такие действия вполне логичны и обоснованы. Он полностью согласен с тем, что нет смысла поставлять грузы через другие страны и терять на этом часть прибыли, если есть возможность перевести эти потоки в свои собственные порты. В связи с этим Светиньш подчеркивает, что со стороны РФ это в первую очередь экономическое решение, хотя оно имеет вполне убийственный эффект и политическая составляющая в нем тоже, конечно, есть. Поэтому, отмечает он, «мы сами виноваты, обижаться тут не на что».

В свою очередь, как считает эксперт, в сложившейся ситуации порты Латвии и других стран Прибалтики должны уже сейчас искать новые источники грузов, в первую очередь, на своей собственной территории. Например, в порту Лиепаи соотношение местных и зарубежных грузов в настоящий момент составляет примерно 50 на 50. Однако, уверен Светиньш, это соотношение нужно планомерно менять.

В частности, в качестве одного из вариантов, Гатис Светиньш предлагает размещать производства прямо на территории портов. По его словам, сейчас это невыгодно, так как земля на территории гаваней рентабельна, однако на фоне сокращения транзита конкуренция здесь будет падать, и производители смогут базироваться прямо в портах. Как отмечает бизнесмен, подобная практика довольно часто применяется в Европе.