Немецкий политик Сара Вагенкнехт раскрыла причины обеднения пенсионеров Германии
Немецкий политик, депутат Бундестага, член Левой партии Германии, доктор экономических наук Сара Вагенкнехт заявила, что уровень бедности среди немецких пенсионеров продолжает расти.
По словам Сары Вагенкнехт, современная политика потеряла способность к решению проблем, и это действительно пугает. Уже сегодня значительный процент пенсионеров в Германии можно отнести к категории бедных, и число этих людей только растет, но власти не относятся серьезно к этой проблеме и не пытаются реально решить ее.
«Нужно разобраться, что вообще лежит в основе дискуссии о базовой пенсии. В последнее время в Германии выросла бедность среди пожилого населения. Если посмотреть на данные Федеральной статистической службы, то мы видим, что 16% всех пожилых людей сегодня относятся к бедным. И тенденция — на повышение их количества.
А если посмотреть внимательнее, то становится ясно, что их намного больше, потому что к группе пенсионеров причислили и вышедших в отставку госслужащих, выплаты которым гораздо выше. Если считать только тех людей, которые получают обычную государственную пенсию, то цифра получается уже около 20%. То есть в Германии беден каждый пятый пенсионер. Я считаю, что это позор», — подчеркнула эксперт.
Как отмечает политик, согласно соцопросам, 80% респондентов наиболее важной задачей немецкого правительства считают именно устранение или хотя бы уменьшение бедности в пожилом возрасте. Сама Сара Вагенкнехт считает, что есть две главных причины бедности пожилых людей.
«Мы должны выяснить причины бедности в пожилом возрасте. Почему эта проблема касается все большего количества людей в Германии? Но у этого есть две совершенно понятные причины.
Для начала, в последние годы политики меняли формулу начисления пенсии, из-за чего уровень выплат постоянно понижался. Это было политическое решение. Я думаю, многие помнят, что накануне нового тысячелетия, когда канцлером был Герхард Шредер, а министром труда Вальтер Ристер, эта проблема также много обсуждалась. Ристер тогда выступал за частную пенсию, которая должна была обеспечить хорошую отдачу. А из-за проблем с демографией нужно было понизить размер пенсионных выплат. Все это и было реализовано.
Результатом стало то, что не только Вальтер Ристер стал состоятельным человеком, потому что банки, страховые и частные компании заключили с ним в награду выгодные соглашения. Частная пенсия, предложенная министром, оказалась для них очень выгодным делом. При этом уровень государственной пенсии опускался все ниже и ниже. А частные пенсии в итоге оказались невыгодными. Но это только одна из причин.
Расчет пенсий постоянно менялся, их уровень понижался, и на сегодняшний день пенсионная система в Германии хуже, чем в других странах. Немецкий пенсионер в среднем получает 50% от своей последней зарплаты. Конечно, это бьет по уровню жизни. В других странах все немного иначе. Например, во Франции пенсия составляет 75% от последней зарплаты, а в Италии и Испании — 80%. То есть, в среднем по ЕС цифра значительно выше.
Не следует ли Германии пойти на попятный и отменить свое решение по выплатам, потому что аргумент с демографией не действует? В других странах тоже увеличивается продолжительность жизни и меняется соотношение поколений, но их пенсионная система все равно лучше. Особенно она хороша в Австрии, ее можно брать в пример, так как там в среднем пенсионер получает на 800 евро больше, чем в Германии. То есть, при желании это можно реализовать», — заявляет политик.
Источник фотографии: livejournal.com
Второй важной причиной бедности эксперт называет низкую оплату труда работающего населения. Она отмечает, что при таких условиях люди просто не могут делать большие пенсионные взносы, достаточные для получения в старости достойной пенсии.
«Но есть в Германии и еще одна причина роста бедности среди пожилых людей. Это большое количество рабочих мест с низким уровнем зарплаты. Все больше людей в Германии зарабатывают так мало, что с подобной зарплатой невозможно ни жить, ни делать достаточно большие взносы в пенсионную систему, чтобы в пожилом возрасте сохранить хоть какой-то уровень жизни.
Я попросила специалистов посчитать, сколько лет нужно работать на минимальную зарплату для того, чтобы получать пенсию хотя бы в 900 евро. Получилось, что работать нужно 62 года. Это просто невероятно. Такая система сама создает бедность в пожилом возрасте. То есть, второе решение — это наконец-то сделать что-то с рынком низкооплачиваемого труда. И здесь все механизмы у нас в руках. В первую очередь нужно поднять минимальный уровень зарплат. Можно было бы законодательно установить некоторые тарифы или запретить сомнительные виды трудоустройства.
Но ничего из этого сделано не было. Поэтому коалиционное правительство начало развивать небольшой совместный проект. Речь идет о введении базовой пенсии. Для людей, которые делали пенсионные взносы хотя бы в течение 35 лет, должна выплачиваться базовая пенсия, превышающая уровень социальных выплат хотя бы на 70-80 евро. Но и это очень мало. Кроме того, нужно учитывать, что большинство бедных пенсионеров не набирают нужные 35 лет», — считает доктор экономических наук.
Как подчеркивает Сара Вагенкнехт, проводимые политиками изменения только еще больше ухудшают положение немецких пенсионеров. Она уверена, что правительство должно принять более серьезные нововведения для того, чтобы обеспечить пожилых людей в Германии достойной пенсией.
«Этого было мало, но коалиция делала хоть что-то. Однако партия ХДС заявила, что нужно учитывать имущество и доходы. В прошлом году министр труда Губертус Гайль выдвинул новый проект, который стал настоящим бюрократическим монстром. Пенсионный фонд указал на то, что затраты на управление составят миллионы евро — почти столько же, сколько получат сами пенсионеры. А партия ХДС все еще не готова ввести базовую пенсию.
Скорее всего, в итоге все-таки появится какая-то базовая пенсия. Но она будет зависеть от стольких условий, что уровень жизни пенсионеров все равно не изменится», — заявляет политик.
Источник заглавной фотографии: dbate.de
Автор материала: Александр Котляров
Автор материала: Антон Калиткин