Обратной дороги нет: латвийские шпроты окончательно покидают Россию

После установления Россией контрсанкций в ответ на западные ограничения в 2015 году, некоторые европейские предприятия оказались в сложном положении. Среди них и производители шпрот из Латвии, так как для многих из них РФ была на тот момент основным рынком сбыта.

Латвийские заводы понесли тогда серьезные убытки, некоторые предприятия были вынуждены серьезно сократить производство или даже вовсе закрыться. Впрочем, за минувшее время ситуация на рынке стабилизировалась, и сейчас компании, выпускающие шпроты, постепенно ищут новые рынки сбыта. При этом снова поставлять свою продукцию в РФ большинство предприятий больше не планируют даже в случае отмены санкций, потому что понимают: теперь в России их продукция будет неконкурентоспособной.

Как рассказал председатель правления компании Brīvais vilnis Арнольд Барбис, в 2015 году его компания поставляла только 30% своих шпрот на российский рынок, благодаря чему она в итоге все-таки осталась на плаву. Правда, как признается Барбис, первые годы фирма все равно работала в убыток, и только в прошлом году начала появляться какая-то прибыль. Впрочем, к этому удалось прийти во многом за счет того, что многие компании не выдержали конкуренции и просто закрылись, так что сейчас спрос и предложение начали выравниваться.

Источник фото: ria.ru

Стоит напомнить, что еще в 2017 году Россельхознадзор разрешил ввозить в Россию шпроты двух прибалтийских заводов, среди которых был и латвийский SIA Karavela. Как рассказал глава предприятия Янис Энделе, компания не будет возвращаться на российский рынок, причем в первую очередь из-за отсутствия стабильности на нем. Сейчас SIA Karavela все же продает рыбные консервы в РФ, но в небольших количествах и по высоким ценам.

В свою очередь холдинг Kolumbija Ltd за минувшие пять лет серьезно ухудшил свои позиции. Предприятие уменьшилось почти в два раза, и производство здесь также значительно сократилось. Частично потерю российского рынка компания компенсировала за счет продаж в другие страны, однако этого явно недостаточно.

Понимая, что обратной дороги уже нет, другие заводы тоже расширяют географию. В частности, латвийские шпроты поставляют в Израиль, США, Украину, Молдову и другие страны. Как признается глава  Kolumbija Ltd  Игорь Крупник, производители Латвии однозначно потеряли российский рынок сразу по нескольким причинам. Во-первых, в России появилось немало собственных производителей. Во-вторых, цены у этих производителей ниже, чем в Латвии, так что латвийские шпроты просто не смогут составить им конкуренцию. В-третьих, большинство предприятий Латвии уже сократили штат и объем производства, так что не смогут все исправить в короткий период.