Почему Гитлер был в ярости после захвата немцами Крита весной 1941 года
Сегодня высадка крупного десанта с воздуха при захвате определенной территории уже никого не удивит. Но когда-то армии мира только еще учились этому. Одними из первых, кто совершил крупную высадку десанта, стали немцы в 1941 году.
Весной 1941 года, когда Германия подмяла под себя почти всю Европу, потребовалась помощь вермахта союзной Италии на юге континента и на севере Африки. Но на «черном континенте» дела у немцев не особенно ладились. И дело было не в том, что там воевала вполне боеспособная армия Великобритании. Суть была в инфраструктуре. У немцев ее не было. Боеприпасы, горючее, технику и продовольствие приходилось доставлять в Африку издалека. А у британцев была удобно расположенная в Средиземноморье база на острове Крит. Именно оттуда стартовали английские корабли и самолеты, топившие немецкие караваны. В Берлине было решено захватить остров. Стратеги вермахта поняли, что с моря брать Крит практически бесполезно. И тогда появился план нападения с воздуха. С помощью высадки десанта.
Сам Гитлер план не очень одобрял. Но других вариантов не было, и фюрер позволил своим генерала уговорить себя. Подобный опыт у немцев уже был. Ранее элитная 7 парашютная дивизия Германии таким образом начинала оккупацию Бельгии, Нидерландов и Норвегии. Правда, по количеству десанта это были заметно меньшие операции, чем та, что была запланирована на Крите. Немцы готовились высадить с неба порядка 10 тысяч бойцов. Еще 7 тысяч должны были подойти к берегу острова на кораблях, чтобы помочь воздушному десанту, который к тому времени должен будет уже захватить часть территории и господствующие высоты.
Трудности в осуществлении плана появились сразу. Например, у Германии даже не нашлось столько воздушного транспорта, чтобы одновременно высадить 10 тысяч парашютистов. Поэтому пришлось высадку делить на три этапа. Первая группа высаживается, вступает в бой, пытается закрепиться. Самолеты летят обратно, берут на борт следующую группу и возвращаются к острову. И потом еще раз тоже самое.
По данным немецкой разведки, Крит на суше охраняли 5 тысяч англичан. Но они якобы не были готовы к серьезному сопротивлению, поскольку слишком уверовали в недоступность острова у моря. А с неба врага никто не ждал.
Однако в этот раз разведка вермахта сработала крайне плохо. В реальности на Крите стояла 40-тысячная группировка британских войск, состоявшая из опытных солдат и офицеров.
Немецкий десант фактически был обречен. К тому же, в отличие от немецкой, английская разведка сработала отлично. Британцы заранее получили информацию и о десанте с воздуха, и о вспомогательной операции с моря. Поэтому и на суше войска были в полной боевой готовности, и берег англичане укрепили еще серьезней.
Когда началась операция, которую немцы назвали «Меркурий», она превратилась в «избиение младенцев». Для немецких десантников она стала кромешным адом.
По самолетам били орудия ПВО острова, а безоружных парашютистов косили из пулеметов.
По некоторым данным, за несколько часов немцы из десяти тысяч десантников потеряли убитыми почти половину. Да и их судьба тоже была печальной. Англичане лихо навалились на неприятеля, которому и защищаться особо было нечем. Отступать немецким парашютистам тоже было некуда.
Однако раненый зверь всегда опасен. Каким-то чудом одно из немецких подразделений захватило аэродром. Это стало решающим фактором в битве за Крит. Пока десантники защищали захваченный плацдарм от превосходящих сил противника, на аэродром один за другим садились самолеты с живой силой, техникой и боеприпасами. Вскоре силы сторон были почти равны, и англичане были вынуждены дать задний ход. Спустя сутки, когда стало понятно, что немцы в любой момент могут перейти в контратаку, британские войска в спешке покинули остров. В этой схватке «виктория» осталась за вермахтом. Однако это была поистине «пиррова победа». Около 6,5 тысяч погибших и примерно столько же раненых потеряли немцы на Крите. С учетом того, что в битве принимали участие примерно 22 тысяч бойцов, выходит, что погиб каждый третий и ранен был тоже каждый третий. Немецкая авиация потеряла половину самолетов, принимавших участие в высадке – 270 из 550.
Огромные потери повергли Гитлера в такой шок, что он даже забыл о том, что победителей не судят, и вылил всю свою ярость на генералов, отвечавших за эту операцию. По мнению фюрера, если в каждой схватке терять столько людей, вскоре Германии будет некем воевать.
Но в тот момент Гитлер еще не знал, что его ждет на территории СССР, нападение на который вермахт готовил через несколько месяцев.
Источник заглавной фотографии: twitter.com
Автор материала: Влад Бежин
Автор материала: Антон Громов