«Советская оккупация», или Как это было на самом деле: что построили в Прибалтике во времена СССР
В 40-е годы XX века Литва, Латвия и Эстония вошли в состав Советского Союза. Данное событие было ознаменовано подписанием договора о дружбе на границе между Третьим Рейхом и СССР. Согласно данному документу, произошло разделение сфер влияния между двумя основными сверхдержавами тех времен в восточной Европе. В итоге в 1940-ом году советские войска вошли на территорию Прибалтики, чтобы официально включить территории трех стран в состав Социалистических Республик.
Однако уже в наши дни это событие в Балтии стали расценивать как «советскую оккупацию» с последующей аннексией. Уже в 1991 году правительство РСФСР признало, что существовала аннексия независимых стран, однако она не противоречила международным законам тех лет, и мир в целом признал такое присоединение (За исключением Штатов и Ватикана, а также некоторых отдельных государств).
Несмотря на то, что Республики уже давно получили долгожданную независимость, эксперты до сих пор оценивают, насколько значимой для них оказалась подобная «советская оккупация».
Специалисты узнали, какие всё-таки позитивные и негативные преобразования были запущены в Прибалтийских Республиках в советское время. Согласно данным, с 40-е по 60-е гг. только в одной Латвии построили более 20 заводов и предприятий, многие из которых ввиду слабой экономики в настоящее время «загибаются» или уже давно закрыты. До 40-ых годов же ни одна страна берега Балтийского моря не имела подобных показателей в производстве. Советское руководство тратило немыслимые по тем временам ресурсы, чтобы поднять промышленность стран Балтии, что дало свои плоды в будущем. Уже в 1965 году на территориях всех трех Прибалтийских Республик объемы выпускаемой продукции выросли больше чем в 15 раз после момента присоединения к СССР. Причем в большинстве построенных заводов продукция выпускалась не только для местных потребителей, но шла и на экспорт.
За восемь лет такой «оккупации» промышленность Литвы удалось поднять до уровня довоенного времени, а еще за два года превысить его почти на 100%. Для восстановления народного хозяйства этой Республики правительство выделило дотации в 200 миллионов рублей. Из других Республик шли машины, материалы, оборудование и транспорт. Советское правительство заботилось о развитии экономики Республики до 80-ых годов, когда была выстроена 300-км автомагистраль от Вильнюса до Клайпеды.
Такое развитие стахановскими темпами экономической сферы наблюдалось и в Эстонии. В 70-е годы эта Республика стала одной из первых в Советском Союзе по объему инвестиций. Вообще все три Республики были известны в мире своими торговыми марками, такие как: «Рижские шпроты», автомобили «РАФ», товары «ВЭФ» и многие другие.
Однако совершенно противоположная росту тенденция в экономике стран Балтии наступила сразу после их якобы освобождения и приобретения независимости. В итоге от с трудом накопленных в советское время «трофеев» практически ничего не осталось. К примеру, тот же самый «ВЭФ» — ранее мировой производитель электроники с прибылью 560 млн в год — объявил о банкротстве еще в середине 90-х годов. (В настоящее время на его месте находится торговый центр). То же самое касается и известного ранее автомобильного гиганта «РАФ» — производство на нем встало еще в 1997 году. (По злой иронии, последней выпущенной на нем моделью значится автомобиль-катафалк).
В конечном итоге все больше бывших заводов-гигантов медленно вымирало, и вся Прибалтика стала превращается в большое «кладбище» некогда успешных предприятий. Причем та же самая ситуация упадка наблюдается не только с местными заводами, но и портами. Ведь известно, что ранее именно эстонские, литовские и латвийские порты считались западными воротами СССР, одними из лучших. Причем построенные в советское время морские гавани продолжали долгое время приносить немалый доход Республикам.
Однако прибалтийская сторона, стремящаяся к независимости от России, видимо, так и не заметила, какие убытки вместо долгожданной свободы принёс Республикам этот отрыв.