«Параллельный импорт» для зарубежных патентов: стоит ли игра свеч?
В январе 2025 года Госдума РФ рассмотрит законопроект, упрощающий выдачу принудительной лицензии на зарубежные патенты. Документ позволит российскому бизнесу получать лицензию на иностранную интеллектуальную собственность через суд. Эксперт «Кубит Практик» в области патентной аналитики Валентина Иващенко оценила необходимость такого механизма в России и его возможные последствия.
Подкомиссия по патентам
Законопроект стал логичным продолжением постановления правительства РФ № 380 от 27 марта 2024 года, которым при правкомиссии по экономическому развитию и интеграции была создана подкомиссия по использованию патентов.
Принцип работы подкомиссии
Заявитель направляет патентообладателю запрос на использование лицензии. В случае, если он получает отказ или же не получает ответ на запрос в течение 30 дней, заявитель может обращаться в Минэкономразвития.
Ведомство проверяет заявку в течение пяти рабочих дней и перенаправляет ее на рассмотрение в профильные госорганы, каждый из которых готовит заключение в своей сфере: ФАС оценивает потенциальные последствия для конкуренции на рынке, Роспатент рассматривает срок правовой охраны изобретения и так далее.
Минэкономразвития также готовит собственное заключение. В норме таких профильных решений должно быть пять. Если более половины заключений положительные, проект об использовании результатов интеллектуальной деятельности выносится на рассмотрение подкомиссии.
Патентообладателей, в отношении которых подкомиссия примет положительное решение, уведомят о нем в краткие сроки. Также владельцы патентов получат соразмерную компенсацию. Если же иностранный патентодержатель отказался предоставлять право использования изобретений, полезных моделей и промобразцов, то он получит денежное возмещение на специальный счет типа «О».
Разделение понятий
Представитель «Кубит Практик» Валентина Иващенко обращает внимание на разность понятий. Так, принудительное лицензирование – это выдача лицензии по судебному решению. Все остальное, в том числе действие правительственной комиссии, это другой механизм и юридический термин – предоставление права без согласия правообладателя. Это разные вещи, разные статьи и институты.
Необходимость принудительного патентования
В 2022 году многие западные патентообладатели ушли или объявили об уходе с российского рынка, оставив после себя современное технологическое оборудование. Однако российские правообладатели не могут им пользоваться из-за того, что решения для его использования охраняются зарубежными патентами.
«Вдобавок у российских правообладателей отсутствуют лицензии на непосредственное применение технологий и законодательная возможность использования объектов патентных прав, принадлежащих ушедшим зарубежным правообладателям, без их согласия. Схожая проблема возникает при обратном инжиниринге продукции, защищенной российским патентом в РФ. Ограничения, накладываемые в виде запрета на использование, нарушают устоявшиеся технологические цепочки и замедляют значительные производственные процессы, что является недопустимым», – подчеркивает эксперт «Кубит Практик».
Последствия
Принудительное лицензирование может привести к различным последствиям для экономики и населения. «Побочные эффекты» будут варьироваться в зависимости от конкретной отрасли, в которой оно реализуется, уверена Валентина Иващенко.
По ее мнению, в целом предсказать эффект от принудительного лицензирования сложно. Еще нет практики принудительного лицензирования не в фармацевтической отрасли, поскольку никакие другие сферы прямо не влияют на жизнь и здоровье людей. Единственный гарантированный результат, который можно получить в этой ситуации – агрессию со стороны иностранных государств. Все остальные результаты являются дискуссионными.
Комиссия VS суд
«Из двух зол нужно выбирать меньшее. Здесь им окажется комиссия. Она как институт в сравнении с судом выглядит более безопасно и контролируемо. Благодаря комиссии вопросы принудительного лицензирования будут рассматриваться компетентными органами, а не конкретным судьей, который может ничего не понимать в той области, в которой выдан и реализуется патент», – поясняет Валентина Иващенко.
Откуда растут ноги?
Принудительное лицензирование имеет свои корни в международных соглашениях. Одним из ключевых документов является Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года. Статья 5А (2) этой конвенции позволяет странам принимать законодательные меры для выдачи принудительных лицензий, чтобы предотвратить злоупотребления, возникающие из-за исключительного права, предоставляемого патентом, например, в случае неиспользования изобретения.
Международное правовое регулирование принудительного лицензирования обеспечено Парижской конвенцией по охране промышленной собственности 1883 года и Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Дохийская декларация по ТРИПС и общественному здравоохранению дает государствам свободу определять основания для выдачи принудительных лицензий и устанавливать критерии чрезвычайной ситуации на национальном уровне.
Международный опыт
Бразилия активно использовала механизм принудительного патентования, особенно в контексте борьбы с ВИЧ/СПИДом. В 2000-х годах Бразилия выдала несколько принудительных лицензий на антиретровирусные препараты, чтобы обеспечить их доступность для населения и снизить стоимость лечения.
Эксперт «Кубит Практик» Валентина Иващенко приводит в пример и опыт Канады. Эта страна вводила принудительное лицензирование в 60-е годы, которое позже было полностью прекращено.
Эксперт «Кубит Практик» оценила перспективы принудительного лицензирования и рассказала о «параллельном импорте» для зарубежных патентов
Фото: изображение от Freepik