Психологи фонда «Быть Человеком» обменялись опытом в вопросах кризисного консультирования
10 ноября в фонде психологической помощи «Быть Человеком» состоялся круглый стол на тему «Кризисное консультирование». Поводом для его проведения стал рост числа обращений клиентов с мыслями о суициде, паническими атаками, признаками посттравматического синдрома и селфхарма (причинения вреда самому себе).
Причиной кризисного состояния становятся разные факторы и обстоятельства: физические или эмоциональные травмы, потери, стресс, неожиданные и резкие перемены, трудности с социальной адаптацией, неудовлетворённость жизнью, личные конфликты или проблемы в отношениях. Сопровождается такое состояние обычно чувством беспомощности, тревоги, страха и потерей самообладания. Как помочь человеку прийти в себя и осознать происходящее — психологи фонда «Быть Человеком» разбирали на круглом столе «Кризисное консультирование».
Важной целью мероприятия было обсуждение стратегий работы с людьми в кризисных ситуациях:
— как выстраивать работу с клиентом, который переживает депрессивное расстройство или находится в мультикризисном состоянии;
— как вести разговор с человеком, имеющим суицидальные мысли или столкнувшимся с насилием в семье;
— как правильно реагировать на заявление клиента о склонностях к самоповреждению.
На эти и другие не менее важные вопросы участников встречи отвечали врач, клинический и кризисный психолог, гештальт-терапевт Алевтина Гольченко и координатор и ведущий психолог фонда «Быть Человеком», гештальт-терапевт, коуч Геннадий Ежов.
Психологи подчеркнули, что к каждому запросу важен индивидуальный подход. В случае с селфхармом, например, нужно признать наличие травмы клиента. Человека в мультикризисном состоянии главное услышать. Если причиной подавляющего состояния стали измены или потеря близкого человека, следует помочь прожить это и найти новый смысл.
Ведущие встречи также отметили, что в работе с кризисными ситуациями психологу важно не только оказать психологическую поддержку, но и рассказать о доступных ресурсах и методах, которые помогут клиенту стабилизировать своё состояние и найти опору для дальнейших действий и решений.
Обычно такой формат подразумевает 2–3 встречи с психологом. В отличие от обычной психологической поддержки, кризисное консультирование направлено на оказание неотложной помощи и разрешение текущей проблемы — и об этом важно помнить каждому специалисту. Согласно Американской ассоциации консультирования, кризисное консультирование как раз направлено на то, чтобы восстановить у человека чувство контроля и безопасности в критический момент.
Встречи в формате круглого стола по темам кризисного консультирования руководители фонда планируют сделать регулярными и открытыми для коллег из других фондов и центров. Сейчас именно такой вид помощи становится особенно актуальным. Это объясняется тем, что современный мир стал более сложным и напряженным, и все больше людей переживают состояние так называемой сжатой пружины. Поэтому важно правильно организовывать работу специалистов таких центров, начиная от приёма заявок и заканчивая непосредственным оказанием помощи, которая направлена на то, чтобы человек достаточно быстро и комфортно вернул себе состояние равновесия.