Украина и союзники выстроили маршрут поставки нефти в обход России
Белоруссия на фоне конфликта с Россией, возникшего в начале 2020 года из-за спора о цене на нефть, решила диверсифицировать поставки топлива в страну. В настоящее время одним из важных поставщиков РБ стал Азербайджан, из которого нефть идет сначала на танкерах до Украины, а затем поступает в трубопровод «Одесса-Броды». Как считают некоторые эксперты, такой шаг со стороны Минска может стать началом для создания альянса, который мог бы противостоять РФ хотя бы в энергетической сфере.
В конце июня в украинский порт «Южный», расположенный на Черном море, прибыл танкер с 85 тысячами тонн нефти не борту. Это уже пятое судно за год, которое привезло в терминал топливо, предназначенное для дочернего предприятия «Белорусской нефтяной компании» – BNK (UK) Limited. Далее нефть будет загружена в трубопровод «Одесса-Броды», а затем пойдет по одной из веток нефтепровода «Дружба» до Мозырского нефтеперерабатывающего завода.
Стоит отметить, что Белоруссия и ранее периодически закупала у других стран нефть, которая шла в страну через территорию Незалежной. Например, подобное уже происходило в 2010 году.
Впрочем, стоит признать, что с украинского направления в Республику Беларусь пока идет совсем немного черного топлива. Так, в год РБ импортирует примерно 12 миллионов тонн нефти, при этом за последние полгода страна получила через Незалежную всего 435 тысяч тонн нефти, то есть, только 8% от своих потребностей.
В основном топливо, которое закупает Минск, идет нефтеперерабатывающим предприятиям, которые производят из нее различные виды топлива, а также прочие нефтепродукты. При этом стоит отметить, что сама Белоруссия является крупнейшим поставщиком бензина и дизельного топлива на Украину.
Весной 2020 года из-за эпидемии коронавируса цены на нефть на мировом рынке начали снижаться. Разумеется, это негативно сказалось в том числе и на российских компаниях, работающих в нефтегазовой сфере. Тем более, что Белоруссия, а также некоторые другие страны начали активно искать новых поставщиков нефти, одним из которых стал Азербайджан.
Правда, пока эксперты не берутся предсказывать, как долго Республика Беларусь будет продолжать импортировать нефть через Украину, а также через Грузию. Так, президент Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаил Гончар считает, что созданный для передачи топлива маршрут стал одним оснований для системной кооперации нескольких стран Восточной Европы.
По словам эксперта, ранее Россия использовала тот факт, что она является практически единственным поставщиков нефти в Беларуссию, в качестве рычага давления на Минск. Теперь РБ возобновила старую схему поставок топлива через Украину, тем самым избавившись от необходимости действовать в угоду РФ.
Как отмечает Гончар, Республика Беларусь рассматривает вариант закупки нефти не только через Незалежную, но и через страны Прибалтики. В частности, в 2020 году в литовский порт Клайпеда уже прибыл первый танкер с топливом для Белоруссии из США и Норвегии.
Президент Центра глобалистики признает в то же время, что со стороны Минска такие шаги могут быть всего лишь попыткой добиться уступок и серьезных скидок на нефть от Москвы. Тем не менее, он все же надеется, что в итоге Белоруссия осознает, насколько важно для нее диверсифицировать поставки топлива, чтобы сохранить собственную независимость.
Михаил Гончар также обращает внимание на то, что с Азербайджаном у Республики Беларусь складываются хорошие, но в то же время своеобразные отношения. Он напоминает, что Баку уже не раз приходил на помощь Минску и не только отправлял ему топливо, но и выдавал хорошие кредиты. В ответ Белоруссия снабжала дружественную страну оружием, и в частности речь идет про реактивные системы залпового огня «Полонез».
Как подчеркивает Гончар, Азербайджан действительно заинтересован в освоении новых рынков сбыта, одним из которых и может стать РБ. При этом на базе транзита топлива Беларусь, Украина и Азербайджан могут объединиться, несмотря на существенные различия во внутренней политике.
Еще одним из транзитеров нефти в Белоруссию является Грузия, которая может предоставить для этой цели свои трубопроводные мощности. Таким образом, по словам Гончара, Тбилиси тоже может присоединиться к альянсу, сложившемуся вокруг Белоруссии.
В свою очередь, эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук считает, что появившийся союз стран пока нельзя считать стратегическим, так как в данной ситуации Белоруссия преследует в первую очередь личную экономическую выгоду. При этом, по его мнению, велика вероятность, что Минск все же достигнет договоренностей с Россией касательно поставок нефти, и в итоге снова откажется от импорта топлива через Украину.
Как отмечает Корольчук, говорить о создании какого-то долгосрочного, а тем более стратегически важного альянса, можно будет только после того, как Белоруссия подпишет долгосрочный контракт с Незалежной на транзит топлива. Таким образом страны смогут ослабить российскую политику в регионе.
Источник фото: twitter.com
Автор материала: Юлия Короткова